Имя
для ряда мифологических персонажей, из которых
наиболее известная - нимфа или
дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла,
будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть
настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от
пасечника Аристея,
встречается только в "Георгиках" Вергилия. В
поисках жены Орфей
спускается в Подземный мир где, очарованные его
пением, Плутон и Персефона,
соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как
и многие другие легенды античного мира, имеет
различные вариации. По наиболее известной, Орфей не
должен был оглядываться на Эвридику, пока они не
поднимутся из царства мертвых. Однако, не
совладав с собой, Орфей
нарушает запрет и теряет Эвридику. Таков вариант
легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По
другой версии - Орфей мог
взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес,
проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот
сюжет послужил источником многочисленных копий;
оригинал же предположительно представлял
большой рельеф панели алтаря Двенадцати
Богов-Олимпийцев на рыночной площади в Афинах
(датируется концом V в. до н.э.). Здесь Эвридика
помещена между Орфеем и Гермесом.
В "Пире" Платона дана
несколько ироническая версия легенды: Орфей
противопоставляется Алкестиде.
Ему не хватает мужества умереть за любовь, он
сходит в Аид живым и
получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад -
наказание за трусость.
В "Утешении философией" (кн. 3) христианского
философа античности Боэция,
интерпретация легенды гораздо значительнее. Орфей теряет
Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды
обратившейся к богу, нет возврата к чувственным
удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую
цель, Боэций дает
новую жизнь жесткой схеме античной литературы,
которую она проносит через средние века и
Возрождение:
"Обдумай предание,
И обрати
разум к
возвышенным целям,
Если ты плоти бежал,
Но снова хоть раз
в ад тот заглянешь -
Погиб ты".
Овидий и Вергилий
сделали легенду широко известной; в средние века
она трансформировалась в балладу о рыцарской
любви - "Сэр Орфей", в которой преданный муж
вызволяет свою Леди Эвродис из плена короля
Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется
драма Полициано "Орфей" - первая итальянская
пьеса на класическую тему. Исполняемая под
аккомпанемент, она стала предшественницей ряда
опер, из которых наиболее известные сегодня -
"Орфей" Монтеверди и "Орфей и Эвридика"
Глюка. Последняя имеет счастливый конец -
Эвридика возвращается благодаря
снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха
"Орфей в аду" относится к гораздо более
позднему времени.
В XX в. миф трактуется символически: это относится
как к пьесе Ануя "Эвридика", фильму Камю
"Черный Орфей" (где в Рио-де-Жанейро играют
негритянские актеры), так и к двум
сюрреалистическим пьесам Кокто (обе
экранизированы). |