Бог
подземного мира и царства мертвых, называемый
также Плутоном ("богатство", т.е. владелец
несметных человеческих душ и скрытых в земле
сокровищ). Сын Крона и Реи,
брат повелителя неба Зевса, Деметры и
властителя морей Посейдона.
Аид - муж Персефоны.
Его имя означает “невидимый” и заменяет другое
имя, внушающее людям религиозный ужас.
В греческой мифологии умереть - значит
отправиться в "царство мрачного Аида", в
которое никогда не проникают лучи солнца.
Неумолим и жесток Аид, ни к кому не питает он
расположения. Позже имя Аида получило
подвластное ему царство; души умерших попадают в
него через леденящую священную реку Стикс, водами
которой клянутся сами боги. Вход в царство
мертвых охраняет пес - трехглавый свирепый пес Кербер, на шее
которого с шипением шевелятся змеи, впускают
сюда всех и не выпускает никого. В это царство
никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку
Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь
протекает священная для людей и богов река Стикс и
выходит из недр земли источник Лета, дающий
забвение всему земному. Мрачные поля Аида
заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними
носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны
тихому шелесту листьев. Сюда не доходят ни
радости, ни печали земной жизни. На золотом троне
сидит Аид и его жена Персефона.
Суд над мертвыми вершат Минос, Эак и Радамант -
сыновья Зевса, здесь
же бог смерти - чернокрылый Танатос с мечом в
руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду
богини мщения Эринии. У
трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он
держит в руках головки мака, а из рога льет
снотворный напиток, от которого засыпают все,
даже Зевс. Царство
полно привидений и чудовищ, над которыми
властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в
темные ночи она выбирается из Аида, бродит по
дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто
забывает призвать ее как помощницу против
колдовства. Аид и его свита страшнее и
могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян
- Орк. Подробное описание преисподней дано у Гомера в
"Одиссее" (XI), у Вергилия в
"Энеиде" (VI). |