По
представлениям греков - величайший певец и
музыкант, сын музы Каллиопы
и Аполлона (по другой версии - фракийского царя).
Орфей считался основателем орфизма - особого
мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с
помощью которой тот мог приручать диких зверей и
двигать скалы и деревья. Орфей путешествовал
вместе с аргонавтами и помогал путешественникам
своей музыкой. По возвращении из плавания Орфей
женился на Эвридике.
Когда Эвридика
погибла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в
подземное царство, очаровав пением сторожившего
вход Кербера.
Орфею удалось также растрогать владык
подземного царства Диса (Аида) и Персефону, и
они позволили Эвридике
покинуть Аид вместе с
Орфеем при одном условии: Орфей должен идти
впереди и не оглядываться на жену. Забыв об этом
условии, Орфей вторично потерял Эвридику, и
после этого бродил по Фракии с песнями о своей
несчастной любви до тех пор, пока его не
растерзали обезумевшие от ревности женщины - то
ли фракиянки, то ли вакханки -
участницы дионисийских
празднеств. Согласно более поздней легенде, Музы собрали
останки Орфея и предали их огню, однако голова
Орфея, продолжая петь вместе с его лирой,
приплыла на остров Лесбос - родину лирической
поэзии. В этой легенде французские живописцы
Моро и Редон усматривали символически
выраженную идею бессмертия поэта. Уже в 7 в. до н.э.
Орфею приписывалось множество стихов, впрочем,
так называемые "Орфические гимны" были
написаны гораздо позже - в римскую эпоху. На
надгробьях, относящихся к эллинистической эпохе,
находят стихи, которые умерший в соответствии с
орфическим культом должен был произнести при
входе в преисподнюю, где его душа очистится судом
и наказанием. Отражения орфического
представления о том, что душа может стать
свободной только оторвавшись от тела, мы находим
у Платона и у Вергилия. К
образам Орфея и Эвридики
поэты обращались во все эпохи: к примерам,
приведенным в статье о Эвридике можно добавить
"Элегии" Андре Шенье и "Сонеты к Орфею"
Рильке. |