АНТИЧНОСТЬ - МИФЫ И РЕАЛИИ

ОВИДИЙ НАЗОН ПУБЛИЙ
43 до н.э. - ок. 18 н.э.

Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8-го года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно не известна - сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, - создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; три книги "Любовных элегий", и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение. Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз - в качестве примеров можно привести декорации на соборе Св. Петра в Риме или во дворце Фонтенбло, серию из 112 сюжетов, сделанную Рубенсом по заказу Филиппа IV Испанского, серию рисунков Пуссена или иллюстрации к "Метаморфозам" Пикассо.
"Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы.
В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее, "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку овидиевых образов в европейской литературе (см. например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в, и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.

Copyright  for ever.   My Hand Inc. ® Fun.   All rights reserved.

Hosted by uCoz