Римский
поэт. Овидий был видной фигурой в римском
обществе вплоть до 8-го года, когда император Август сослал
его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город
на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В
Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными
элегиями" и написал 4 книги "Посланий с
Понта", все время надеясь, что он еще сможет
вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было
сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно не
известна - сам же он утверждал, что предлогом
послужили его стихи и "проступок". Книги
Овидия были изъяты из римских общественных
библиотек, после того как он написал свою поэму
"Наука любви", а "проступок", вероятно,
связан с дочерью Августа -
Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать
отточенности стиха и яркости описаний. Он
обладал редким для античности чувством цвета и
любовью к видимым формам, - создавая тем самым как
бы руководство для художников последующих эпох.
Кроме знаменитого "Искусства любви"
(наставления юношам, как найти и удержать
возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство
от любви", где учил, как следует заканчивать
любовные истории; три книги "Любовных
элегий", и "Героини" - любовные письма в
стихах от мифологических и реальных женщин к их
возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием
как календарь в стихах, однако до своего изгнания
из Рима он успел написать стихи только к шести
месяцам года. Некоторые ранние произведения
Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако
до нас дошли 15 книг "Метаморфоз",
представлявших собой энциклопедию античной
мифологии - Овидий приводит более 200 легенд,
связав их в единое изложение. Никакое другое
произведение античной литературы не оказало
такого сильного влияния на европейское
искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в.
античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых
"Метаморфоз", изображались художниками и
скульпторами великое множество раз - в качестве
примеров можно привести декорации на соборе Св.
Петра в Риме или во дворце Фонтенбло, серию из 112
сюжетов, сделанную Рубенсом по заказу Филиппа IV
Испанского, серию рисунков Пуссена или
иллюстрации к "Метаморфозам" Пикассо.
"Метаморфозы" были любимой книгой юности
таких разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт
и Гете. Овидий входит в четверку античных
знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у
входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В
средние века Овидия почитали за колдуна - на его
родине в Сульмоне до сих пор сохранились
предания о волшебнике "Видии". В эпоху
Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом
человека и тогда же - в 1471 его стихи были впервые
изданы.
В начале 14 в. неизвестный французский автор
написал поэму "Морализованный Овидий", а в
1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с
аналогичной целью - выявить в произведениях
Овидия христианскую символику. Так, например, в
Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую
души к Истине посредством евангельского света
(ее факела). Над такими толкованиями смеялся
Рабле в предисловии к "Гаргантюа и
Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера
иносказаний не больше, чем у Овидия
христианского духа. Тем не менее,
"Морализованный Овидий" оказал
существенное влияние на трактовку овидиевых
образов в европейской литературе (см. например,
интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде).
Философы-гуманисты видели в превращениях
персонажей "Метаморфоз" в растения или
животных подтверждение концепции переселения
душ (см. Психея).
Овидием продолжали восхищаться и в 19 в, и
знакомство с его поэзией было обязательным
элементом классического образования, хотя
содержание стихов Овидия не всегда устраивало
преподавателей с моральной точки зрения. |