Римский
поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил
образование в Кремоне и Милане, а затем приехал в
Рим, где присоединился к кругу Мецената и
стал близким другом Горация.
Помимо ранних произведений сомнительной
аутентичности, его первой работой считаются
"Эклоги" или "Буколики", - десять
пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых,
но дающих некоторую личную информацию; мы знаем
из них, что его скромное семейное имение было
конфисковано в 42 под земли для ветеранов
гражданской войны, но позже возвращено, возможно,
в результате вмешательства будущего императора Августа.
Затем появились "Георгики", прославлявшие
мирный труд италийских крестьян. Последние
десять лет жизни он провел в своем сельском доме
возле Неаполя, работая над "Энеидой". Он
собирался переработать ее и затем заняться
философией, но в 19 предпринял поездку по Греции,
заболел и умер в Брундизии. Его тело было
привезено в Неаполь и похоронено за городской
чертой с эпитафией, по преданию написанной самим
Вергилием:
"Мантуя дала мне жизнь, Калабрия -
Смерть, и теперь я лежу
В Неаполе, поэт стад
И ферм, и героев".
В том же столетии его могила уже почиталась как
святыня, а его работы стали хрестоматийными в
римских школах.
В средние века он приветствовался в двух
ипостасях: как проповедник христианства в "Мессианских
эклогах" и как чудодейственный маг. Гауэр,
например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как
полагали, показывало приближающегося врага на
расстоянии в тридцать миль. А предсказание
судьбы посредством открывания наудачу тома
Вергилия как альтернативы Библии было общим для
всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга
прибегать к этому способу. Традиция утверждает,
что могила поэта находится в римском колумбарии
над старым гротом Посилиппо, который на самом
деле представляет собой остатки римского
туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий
занимался магией. Это место посещал Петрарка, он
видел эпитафию, но нашел могилу уже разрушенной.
Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в
Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был
"величайшим поэтом" и стал проводником в
"Аду". Начиная с Ренессанса Вергилий
оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал
в эпическом жанре литературы. Он всегда
расценивался как один из величайших поэтов в
мире, и Пуссен справедливо изобразил его
коронуемым Аполлоном на титульном листе
Королевского Вергилия (1641).
Вергилий был известен своей склонностью к
меланхолии, которая анализировалась в
исследовании Палинура, а
нежелание поэта публиковать "Энеиду" в
непереработанном виде побудило к созданию
замечательного поэтического романа "Смерть
Вергилия", написанного в 1945 австрийцем
Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на
пороге смерти уничтожить рукопись из-за
осознания того, что правда и красота языка не
способны совладать с человеческими страданиями
и приближением варварства, или, на самом деле, с
самой реальностью. Пересекая грань смерти, он
испытывает то, что для него "непонятно и
невыразимо - мир по ту сторону речи". |