Философ
из Афин, ученик Сократа и
учитель Аристотеля.
До нас дошли почти все труды Платона, включающие
в себя "Апологию Сократа", двадцать пять
диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и
письма (не все из которых подлинные; см. Дион и Дионисий II).
"Апология Сократа" представляет собой
попытку реабилитировать Сократа,
казненного по обвинению в бесчестии. Ранние
платоновские диалоги представляют Сократа,
учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то
же: действительно, чтобы правильно себя вести,
надо знать, что же на самом деле хорошо, и, обратно
- узнать, что хорошо, можно только при правильном
поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию
Идей (Форм); согласно Платону, над, меняющимся
чувственным миром вещей существует мир вечных
неизменных Идей, на вершине которого находится
Идея Блага ("хорошести"). В диалоге
"Государство", написанном в десяти книгах,
представлена идеальная модель общества, в
котором немногочисленные правители-философы,
знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что
на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми
остальными людьми, не способными оторваться от
чувственного иллюзорного мира и потому имеющими
о Благе лишь самое отдаленное представление. На
философские воззрения Платона глубокое влияние
оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во
время своих путешествий по Греции, в частности,
именно у пифагорейцев Платон перенял
использование мифологических образов для
демонстрации своих философских соображений.
В оливковой роще близ Афин Платон основал свою
школу - Академию. Академия существовала до 529
(почти тысячу лет!), когда ее деятельность была
запрещена Юстинианом.
Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и
стремился на деле осуществить задуманную им
ферму государственного устройства. Для этого
Платон решил обучить сиракузского тирана Диона
философии, чтобы тот на практике стал
правителем-философом и смог бы осуществить
необходимые реформы. Эта и последующие подобные
попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он
создал свои "Законы", в которых излагаются
не только принципы идеального государственного
устройства, но и все детали намеченной
общественной системы, часто поражающей своей
бесчеловечностью и жестокостью. Вообще
платоновское государство с четкой кастовой
системой, обобществленной собственностью и
цензурой можно с полным правом назвать
тоталитарным.
Моральная философия Платона оказала
значительное влияние на римских мыслителей,
особенно на Цицерона, а
после того, как в 15 в. флорентиец Марсилио Фичино
перевел сочинения Платона с греческого на
латынь, влияние Платона на всю западную культуру
стало поистине огромным. Во Флоренции под
покровительством Лоренцо Медичи была создана
Платоновская Академия, последователи которой
примиряли космогонические взгляды Платона с
христианской теологией (см. Тимей). В 19 в.
взгляды Платона повлияли на концепцию
классического образования, в то время как Ницше
считал платонизм философией упадка, подменяющей
истинную реальность выдуманной. |