Согласно
"Теогонии" Гесиода,
девять Муз были дочерьми Зевса и
Мнемозины. Музы дали Гесиоду
мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар
Музы брали определенную плату: так, в
"Одиссее" они сперва ослепили Демодока (см. Алкиной), а
уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения.
Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец
Фамирид вызвал Муз на соревнование и за свою
самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения.
Музы также были судьями на соревновании Аполлона
с Марсием. Гесиод
называет имена всех девяти муз, однако их сферы
влияния были распределены только в римскую
эпоху, когда каждая из Муз стала
покровительницей определенного вида искусства
или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио -
истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической
поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена -
трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания -
астрономии. (Впрочем, сферы влияния Муз
неоднократно варьировались). Покровителем Муз
считался Аполлон, как это изображено на картине
Рафаэля "Парнас". Слово "музей"
первоначально означало "обиталище Муз": в
знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии,
построенном Птолемеями в 3 в. до н.э., была собрана
крупнейшая в античном мире библиотека, при
которой находился знаменитый научный центр. Платон
считал, что вдохновение, даруемое Музами,
представляет собой род "божественного" и
необходимого для поэта "безумия".
Противопоставление разума и поэтического
вдохновения имело в европейской культуре
длительную историю и до сих пор вполне актуально,
хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и
замечал, что эксцентризм еще не делает из
человека поэта. В поэзии "Музы" (или
"Муза") - это обычно символ вдохновения:
"Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал".
(А. Пушкин) |