(У
римлян - Бахус)
Греческий или догреческий бог вина, освобождения
людских страстей, культа плодородия,
праздновавшегося в форме строго секретных
Мистерий. Диониса считали сыном Зевса и Семелы, из
мертвого тела которой был вырван Зевсом и
доношен в собственном бедре; позднее его
воспитывали нимфы, а Силен и сатиры поили
вином, давали жевать слегка опьяняющий плющ -
символ вечной жизни. Дионис с тирсом - увитым
плющом волшебным жезлом - вел своих спутников, менад или
вакханок, по Азии и постепенно достиг Греции. Это
триумфальное шествие было весьма популярной
темой в искусстве: мозаика II в. до н.э. изображала
Диониса верхом на пантере, на картине Тициана
"Бахус и Ариадна", он правит запряженными в
колесницу пантерами. Другая легенда, изложенная Гомером в
"Гимне Дионису" описывает путешествие через
море на корабле, когда Дионис превратил мачты в
виноградные лозы. Дионис был принят Аполлоном в
Дельфах, где его культ стал более сдержанным.
Драматурги Афин писали пьесы для весенних
фестивалей - Великих Дионисий. Анализируя
воздействие трагедии, Аристотель в
"Поэтике" рассматривает высвобождение
мощных иррациональных импульсов, как
необходимый катарсис, или очищение. Безудержный,
всеобщий экстаз, у женщин в особенности, не
проходил бесследно: его кульминацией могло быть
ритуальное убийство жертвы - животного или даже
человека, как, например, убийство Пенфея в
"Вакханках" Еврипида. На
протяжении V в. Дионис становится богом смерти и
бессмертия. Несмотря на попытки ранних
республиканцев препятствовать распространению
культа в Италии, мистерии в честь Диониса в Риме
сохранялись в формах тщательно оберегаемого
секретного культа.
Термин "дионисийский" обычно используется
для выражения чувственного, иррационального
начала в природе; так Ницше, в своих ранних
работах по эстетике противопоставляет его
принципу "аполлоническому" как творческий и
чувственный против критического и
рационального. Таким образом, трагедия, по Ницше,
возникает в результате подчинения Диониса
Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о
"страсти к власти", Дионис Ницше приобретает
черты сверхчеловека - и называет своего героя
"дионисийский человек". |