Фиванский
прорицатель, впервые упоминается в
"Одиссее", где он уже мертв и находится в
Подземном царстве. Кирка послала
Одиссея
посоветоваться с Тиресием, и Одиссей
выслушивает странное пророчество Тиресия о
страшной смерти, которая постигнет его. В пьесах
фиванского цикла Тиресий - слепой, и это
по-разному объясняется поздними исследователями
мифов. Согласно Каллимаху, он
видел купание Афины, и она ослепила его, но взамен
дала ему дар провидения. В более популярном
варианте, изложенном Овидием,
Тиресий увидел однажды свадьбу змей, ударил их
своей палкой, и был обращен в женщину. Спустя семь
лет он вновь увидел этих змей и ударил их, и снова
оказался в мужском обличий. Эта история
цитируется Данте в "Аде", где Тиресий
пребывает среди колдунов в муках девятого круга.
(Роберт Грейвс в "Греческих мифах" отсылает
к поверью Южной Индии, согласно которому видеть
свадьбу змей - несчастье, и наказание за это -
превращение в гомосексуала). Слепота же Тиресия
наступила позже, когда Зевс и Гера спросили
его, кто больше получает удовольствий от любви:
мужчина или женщина, поскольку он, Тиресий,
испытал и то и другое. Он заявил, что женщина. Гера
оскорбилась и ослепила Тиресия, а Зевс одарил
его долгой жизнью и даром провидения. Тиресий -
ключевая фигура в трагедии Софокла
"Царь Эдип", так как он знает, что
осквернение Фив началось с самого Эдипа. В
"Вакханках" Еврипида
Тиресий побуждает Пенфея
принять культ Диониса в
Фивах и предсказывает, что бог будет признан в
Дельфах. Через всю эту пьесу он проходит
одновременно вдохновленным провидцем и
рационалистом. О Тиресий писали Суинберн,
Теннисон, Элиот и Аполлинер. |