Существует
три традиции трактовки этого персонажа - две
античных и одна средневековая. Одиссей Гомера - это
сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж
Пенелопы и
отец Телемаха,
один из героев "Троянской войны". В
"Илиаде" Одиссей проявляет себя
"хитроумным", ловким и отважным воином:
вместе с Аяксом и Фениксом
Одиссей избран посланником Агамемнона,
вместе с Диомедом он
совершает ночной набег на троянский лагерь (см. Рес),
становится победителем на соревнованиях,
устроенных на похоронах Патрокла. В
"Одиссее" он отличается прежде всего своей
изобретательностью, находчивостью и
любознательностью. При этом Одиссей нежно предан
своей жене - Гомер
говорит, что Одиссей не мог сопротивляться
Калипсо и Кирке только
потому, что они были богинями, в то время как от
близости с Навсикаей
Одиссей элегантно уклонился. Одиссей все время
помнит о своей главной цели - вернуться домой
(ведь он не хотел участвовать в троянском походе,
притворился безумным, но был разоблачен) и он
действительно вновь встречается с Пенелопой
после двадцати лет странствий, полных
удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Сцилла, Сирены). Хотя
Одиссей и славится своей хитростью, он, в
противоположность библейскому Якову, всерьез
никого не обманул - он, можно сказать, мастер
невероятной истории. Гомеровский
образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в
"Троиле и Крессиде" Шекспира, в опере
"Возвращение Улисса на родину" Монтеверди, в
серии картин Козимо, посвященной Одиссею.
В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя
настоящим негодяем, таким же мы его находим у
греческих трагиков - только в "Аяксе" Софокла
Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не
только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы
завладеть больным Филоктетом,
но еще и заставляет участвовать в обмане
молодого Неоптолема.
Одиссей беспощаден к еврипидовской
Гекубе, когда,
несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить
жизнь ее дочери Поликсене. В
Афинах 5 в. до н.э. Одиссей был образом самого
беспринципного софиста:
действительно, Одиссей у Вергилия не
испытывает никаких угрызений совести по поводу
похищения святыни - Палладия, а Синон
рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по
ложному обвинению в предательстве, придуманному
им самим, Диктис
выставляет Одиссея в таком же свете. Что касается
новой литературы, похожий взгляд на Одиссея
нашел свое отражение, например, в
"Филоктете" Жида.
Третья традиция трактовки образа Одиссея
связана с пророчеством Тиресия из
одиннадцатой книги "Одиссеи". Тиресий
предсказывает, что Одиссей, несмотря на
подстерегающие его опасности, вернется в Итаку
невредимым, однако потом должен будет с веслом в
руке совершить путешествие в страну, жители
которой никогда не видели ни лодок ни моря, и не
солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той
стране примет весло Одиссея за лопату, это будет
означать, что цель Одиссея достигнута и тогда,
воткнув весло в землю, он может возвращаться
домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого
путешествия Одиссея была разработана в
"Телегонии" - эпической поэме позднего
происхождения, однако, для европейской
литературы оказались существенными не новые
приключения героя, а сам по себе образ Одиссея
как вечного странника, нигде не находящего
успокоения. Одиссей и Диомед
помещаются на восьмой круг дантова Ада - в
"стонущем огне" среди "лукавых
советчиков" ("Божественная комедия", Ад 26),
причем Одиссей терпит наказание еще и за свое
стремление исследовать недозволенное, которым
Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает
свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей
со своими товарищами проплывают Геркулесовы
столпы, отправившись в путешествие, чтобы
"изведать мира дальний кругозор и все, чем
дурны люди и достойны".
"Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены", -
- говорит Одиссей своим спутникам, и они
продолжают плавание до тех пор, пока не достигают
огромной горы Чистилища и терпят
кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в
одной из лучших поэм Теннисона. В "Одиссее"
Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение
поэмы Гомера,
Одиссей после долгих лет странствий пытается
основать мировую столицу в Африке, однако ему это
не удается и он заканчивает свои дни в Антарктике
(символ одиночества), ища правду уже не во внешнем
мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса - это
индивидуум современного типа, не принимающий
жизнь такой как она есть, в то время как герой
написанного на пятьдесят лет раньше
"Улисса" Джеймса Джойса вполне сохраняет
гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие
персонажи Джойса - жители современного автору
Дублина имеют своих прототипов в "Одиссее" Гомера.
Образ Одиссея - один из любимейших в
изобразительном искусстве, особенно во времена
Возрождения. Рубенс, Иордане, Тибальди, Карраччи,
позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили
замечательные интерпретации этого, одного из
самых парадоксальных характеров античности. |