В
"Одиссее" Гомера Эдип -
сын фиванского царя Лая, по ошибке женившийся на
собственной матери, которая покончила с собой,
когда узнала правду о своем муже, в то время как
Эдип продолжал править Фивами (см. Иокаста). В
"Илиаде" еще сказано, что Эдипа случайно
убили в бою, и он был похоронен с воинскими
почестями. Заметим, что Гомер не
упоминает ни о каком оракуле. Источником для
более поздней версии легенды об Эдипе, связанной
с образом царя-изгнанника, несущего бремя своей
вины, является несомненно утерянная эпическая
поэма "Фиваида". Оракул Аполлона
предупреждает Лая, что он будет убит от руки
своего сына, рожденного Иокастой. Лай
пытаясь избежать своей участи, повелел бросить
младенца Эдипа на горе Кифероне со связанными
ножками; но там младенца подбирает коринфский
пастух и относит своему царю Полибу. В Коринфе
Эдип воспитывается как сын и наследник Полиба.
Однажды на вечеринке один из пьяных гостей
говорит Эдипу, что он не является настоящим сыном
Полиба и его жены Меропы. Тогда смущенный Эдип
идет в Дельфы, чтобы посредством оракула узнать
истину. Однако, оракул повергает Эдипа в еще
большее смущение: он должен убить своего отца и
жениться на своей матери. Во избежание
исполнения оракула, Эдип решает не возвращаться
больше в Коринф и идет по направлению к Фивам.
Случайно встретив на дороге Лая, Эдип в ссоре
убивает его. Прийдя в Фивы, Эдип избавляет их
жителей от Сфинкса,
после чего его провозглашают царем и он женится
на вдове Лая Иокасте, то
есть своей матери. У Эдипа и Иокасты
рождаются дети: Антигона,
Йемена, Этеокл и
Полиник. Через несколько лет Фивы поражает
эпидемия чумы и оракул сообщает, что избавиться
от напасти можно только изгнав из Фив убийцу Лая.
С этого начинается трагедия Софокла
"Эдип-царь". В конце концов правда
выясняется, Эдип в ужасе выкалывает себе глаза и
в сопровождении Антигоны
удаляется в изгнание. После многих лет
странствий Эдип с Антигоной
приходят в местечко Колон в Аттике, где Тесей дает
убежище, а потом Эдип таинственным образом
исчезает в священной котловине - это сюжет
трагедии Софокла
"Эдип в Колоне". Сенека
написал "Эдипа", следуя Софоклу, в
свою очередь Корнель следовал Сенеке,
однако, в 20 в. миф о Эдипе стал популярен совсем по
другой причине - именно благодаря интерпретации
австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Фрейд
назвал "Эдиповым комплексом" подавленную
агрессивность, которую мальчик подсознательно
испытывает по отношению к своему отцу, ревнуя
того к матери. Фрейдистское толкование мифа об
Эдипе используется, например, в "Адской
машине" Кокто и в фильме Пазолини "Царь
Эдип". Эдип - это символ человеческого
стремления не зависеть ни от богов, ни от
традиций: только выколов себе глаза, Эдип
начинает понимать, что есть в мире тайны,
разгадать которые человек не в состоянии. |