Эта
знаменитая военная хитрость, посредством
которой греки послали в Трою группу
людей, спрятанных в полом деревянном коне, была
частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в
"Илиаде" об этом ничего не говорится. Его
строитель Эпей упоминается только как кулачный
боец. В "Одиссее" (4) Менелай
напоминает Елене, что,
когда конь оказался внутри городских стен, она
ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая
имена людей, которые по ее предположению могли
быть внутри; очевидно, конь не представлялся
чрезмерно большим. Елена
использовалась как приманка, потому что ее
сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей
никому не позволил откликнуться. В "Одиссее"
(8), при дворе Алкиноя, Одиссей
просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с
помощью Афины, и как благодаря изобретательности
Одиссея конь
попал в Трою, так что Гомер
получает возможность кратко рассказать о
разграблении Трои и
построить мост между двумя эпосами. В
"Одиссее" (2) Одиссей в
Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что
его сын Неоптолем был
среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне.
Но все детали, которыми пользуется Вергилий в
"Энеиде" (2), взяты из утраченных младших
эпосов: Синон
убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли
навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон
тщетно пытается помешать троянцам затащить коня
в город, говоря - "Чем бы он ни был, страшусь и
дары приносящих данайцев". Затем Синон ночью
выпускает греков, и ворота города открываются
для основных отрядов. Этот конь был огромным,
"как гора". Греческие ученые, включая Павсания,
время от времени пытались объяснить коня как
осадную башню в форме лошади, подведенную к
стенам или боковые ворота с изображением
лошадиной головы, но это слишком мудрая история,
чтобы истолковывать ее в научных комментариях.
Она изображалась на ранней росписи помпейских
ваз, которые в своем роде так же драматичны, как
картины Тьеполо с аналогичным сюжетом. |