Почти
во всех источниках, в которых упоминается Елена,
подчеркивается ее удивительная красота, в
остальном же сведения о ней весьма
противоречивы. Говорят, что Елена была дочерью Зевса и Леды, сестрой
близнецов Кастора и Полидевка и
сводной сестрой Клитемнестры;
безусловно, она "вылупилась из золотого
яичка", впрочем, по другой версии, земным отцом
Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам Павсания,
Елена вместе со своими братьями долгое время
провела в Спарте. Представляется вероятным, что в
Лаконии Елена была богиней еще в догреческий
период, причем ее имя связывалось с птицами и
деревьями; и Павсаний, в
свою очередь, указывает на связь Елены с
деревьями, а на острове Родос существовал культ
Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появляется в
свадебном гимне Менелаю и
Елене в "Идиллии" (18) Феокрита.
Ничего подобного нет в литературной традиции,
начатой Гомером. Там
Елена совершенно очеловечена. Она - жена Менелая из
Спарты, похищенная Парисом и
увезенная им в Трою, что
послужило причиной продолжительной и кровавой
Троянской войны. (Елена, без сомнения, самая
прекрасная из всех женщин, представших перед "Судом Париса").
В "Илиаде" отсутствуют описания ее красоты,
но в книге (3) есть удивительно трогательный
эпизод, когда старые троянцы соглашаются даже с
войной, если в результате удастся сохранить
Елену в Трое. В
"Одиссее" она мирится с Менелаем и
становится гостеприимной, погруженной в
домашние заботы хозяйкой. В более поздних
легендах рассказывается, что еще до замужества
Елену похитил Тесей, но
братья освободили ее, что со смертного ложа Елена
была унесена, чтобы жить вечно с Ахиллом на
"белом острове" в Черном море; и
морализаторская нота превозносит предположение,
что она - не дочь Леды, но Немезиды.
Большинство не Гомеровских деталей - это местные
легенды и фольклор, но существует примечательный
вариант поэта Стесихора,
писавшего, что в Трою
отправился только призрак, а настоящая Елена
оставалась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в
"Федре"), этому следовал Еврипид в
своей "Елене".
Подобный мотив снова возникает в опере
Гофмансталя - Штрауса "Елена Египетская" и в
поэме Сефериса "Елена":
"... так много страданий, так много жизни,
присоединившейся к хаосу,
все из-за пустой туники, все из-за Елены".
Еврипид в
"Оресте" и "Троянках" придерживается
традиционного взгляда и так же враждебен к Елене,
как Эсхил в
"Агамемноне". Это общее для греков отношение
к Елене из-за несчастий, причиной которых она
послужила. Риторики, как Горгий и Исократ могли
пространно высказываться в ее пользу, но это на
самом деле только примеры упражнений в
панегириках. Римляне: Вергилий, Овидий, Сенека, - при
упоминании Елены осуждали ее слабость. И, как
можно было ожидать, она оказывается среди
похотливых в смерче Дантова второго круга:
"А там Елена, тягостных времен
Виновница..."
Елена приходит в легенду о Фаусте через
гностическую мистику поздней античности,
которая связывает ее с волшебником Симоном
Магом. Для Гете она была символом всего
идеализированного в эллинизме. В "Фаусте"
(часть 2) она - Красота греческого идеала, который
Гете надеялся соединить с немецким
средневековым романтизмом. Весь третий акт
построен по образцу Еврипидовой
драмы - действие происходит в Аркадии, Елена
выходит замуж за Фауста и становится матерью его
недолго прожившего сына Эвфориана,
байронического героя.
Шекспиров Троил естественно выдвигает
романтическую защиту
"Греческой королевы, чья молодость и
свежесть
Посрамляют Аполлоновы и заставляют утро
выглядеть несвежим".
Но к концу этой жестокой пьесы скорее
согласишься с Гектором, что "она
не стоит того, во что обошлась". Однако ее
красота - беспроигрышный аргумент во всех спорах.
Вспомним, что после взятия Трои ахейское
войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев
ее, отказывается от этой мысли, а сам обманутый
муж Менелай
выпускает меч из рук и прощает ее.
Елена - один из самых соблазнительных образов в
изобразительном искусстве, особенно во времена
эпохи Возрождения. Тинторетто, Рени, Тишбейн,
Давид - в живописи, Росси, Пюже, Канова - в пластике
оставили нам свое видение прекраснейшей из
смертных. |