Флейтист,
живший в лесах Фригии, области в центре Малой
Азии, которого иногда считали силеном или сатиром.
Однажды Марсий подобрал флейту, которую Афина
сначала сделала, а потом выбросила, и научился на
ней играть. Марсий был настолько доволен своими
успехами, что осмелился вызвать на музыкальное
соревнование самого Аполлона. Судьями на этом
соревновании стали Музы. Аполлон
победил и, привязав Марсия к дереву, содрал с него
кожу. Овидий
добавляет к этому, что все лесные боги и звери
оплакивали Марсия, и из этих слез возникла река
Меандр. Наверное, этот случай - самое жестокое
проявление нетерпимости олимпийцев к любому
посягательству на их превосходство. По римским
копиям известна скульптурная группа,
изображающая Афину и Марсия, работы греческого
скульптора пятого века до н.э. Мирона; известно
также изображение Марсия, узнавшего свою судьбу
и пришедшего в ужас (Пергам, 3 в. до н.э.). Платон в
своем "Государстве" говорит, что в
противоположность благозвучной аполлоновской
лире, флейта вызывает только темные дионисийские
страсти. Неоплатоники считали, что, играя на
флейте, Марсий таинственным образом приобщает
себя к Богу; а содранную кожу они считали
символом внешней косной оболочки, сбросив
которую Марсий обнажает свое истинное
внутреннее бытие. Данте использует этот образ в
своем воззвании к Аполлону ("Божественная
комедия", Рай I). Для христианских моралистов
Марсий был символом наказанной человеческой
гордыни, позже победу Аполлона над Марсием стали
считать символом превосходства божественной
гармонии над земными страстями и разума над
неразумием. Марсия изображали Рафаэль,
Тинторетто и Тициан. На замечательной картине
Перуджино холодные и самодовольные олимпийцы
контрастируют с хрупкой фигурой Марсия. |