Царь
Фив. Старший сын, или же один из близнецов, Эдипа и Иокасты; брат
Полиника, Исмены и Антигоны.
После того, как выяснилось, что Эдип убил
своего отца и женился на матери, дети Эдипа
потеряли к нему всякое уважение. Однажды Полиник
подал ему вино в золотом кубке Лая, напоминая о
совершенном преступлении. Еврипид
упоминает, что Полиник и Этеокл заточили отца в
глубине дворца, чтобы заглушить в людях
воспоминание о своем позорном рождении.
Разгневанный Эдип дважды
проклял сыновей, завещав им делить наследство с
мечом в руках.
После того, как отец проклял сыновей и удалился в
изгнание, братья договорились править
поочередно - каждый по одному году, причем
ожидающий своего срока должен был жить в
изгнании. Однако Этеокл отказался в конце года
уступить брату престол, чему воспоследствовали
события, известные по древнему Фиванскому
преданию как "Семеро против
Фив": Полиник, живший в Аргосе, где царь Адраст выдал
за него свою дочь Аргию, уговорил Адраста идти
с ним на Фивы. Напрасно обладавший даром Амфиарай
предсказывал гибель всех вождей похода, война
все же была начата. После длительной осады Фив
Полиник с шестью другими предводителями,
выступившими с армией против города, пали
жертвами - все, кроме Адраста,
братья же - Этеокл и Полиник - убили друг друга в
поединке. Таков пролог "Антигоны" Софокла.
Война эта описывается и у Эсхила в
трагедии "Семеро против Фив", а также у Еврипида в
"Просительницах" и "Финикиянках". Цикл
Фиванских преданий, служивший основой всех этих
произведений и утерянный, Аристотель
ценил почти столь же высоко, как "Илиаду" и
"Одиссею". Соперничество братьев
использовано также в сюжете эпоса римского поэта
Стация
"Фиваида"; гораздо позднее первая пьеса
Расина получила то же название.
У Этеокла был сын Лаодамант, возглавивший
фиванское войско против эпигонов. |