Греческий
ученый и философ, родился во Фракии, учился в
Афинах у Платона.
После смерти Платона
путешествовал по восточному Средиземноморью и
некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа
учителем юного Александра. В
335 он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором
преподавал до своей отставки за год до смерти.
Его школу иногда называли перипатетической, так
как обучение происходило во время прогулок, под
крытой галереей (peripatos). Его работы были собраны и
изданы в первом веке до н.э. По форме они кажутся
набросками лекций, которые охватывают все
области науки и философии, известные в его дни.
Позднее возобладала популярность стоиков и
эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в
средние века, большей частью благодаря работам
арабских ученых, таких как Аверроэс и Авиценна, а
в латинском переводе были широко известны
особенно после того, как Фома Аквинский включил
философию Аристотеля в католическую теологию.
Данте считал его "первым среди знающих", и
все западные мыслители использовали
аристотелевскую систему классификации и
терминологии. Сочетание острого ума с
исключительной наблюдательностью, а также
последовательность изложения фактов
свойственны всем его работам, писал ли он о
политике, этике, физике или биологии, и главной
его характеристикой можно назвать "сильно
развитый здравый смысл". Во времена эпохи
Возрождения работы Аристотеля переводились
больше, чем других античных авторов, так как они
являлись общим основанием для схоластиков и
гуманистов. Однако, если высочайший полет
воображения Платона стал
откровением, то Аристотель отождествлялся со
схоластической логикой, осужденной Эразмом
Роттердамским, а его оригинальные работы были
забыты или утратили научное значение. Полагают,
что драматическое единство времени, места и
действия, ставшее неизменным правилом
французских классицистов, берет начало в
"Поэтике" Аристотеля, однако сам философ не
формирует правил, он только замечает (исходя из
практики театра, знатоком которого он был) при
сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не
знает границ во времени, а второе "старается
удержаться в рамках одного оборота солнца, или
немного больше". Он также указывал, что эпос
может описывать события, происходящие в разных
местах, в то время как пьеса ограничивается
сценой и небольшим числом актеров. В то же время
он настаивал на "единстве сюжета".
"Поэтика" Аристотеля содержит также теорию
катарсиса, суть которого в очистительном
воздействии трагедии на душу человека
посредством возбуждения в нем сострадания и
страха. |