У
Гомера души
умерших в Подземном царстве выглядят как живые
люди, и только под влиянием орфизма возобладало
мнение, что души бесплотны и отличны от
материального тела. На греческих гробницах душу
часто изображали в виде птицы, а позже - в виде
бабочки. Знаменитый платоновский
образ души-колесницы, управляемый Эросом
("Федр") устанавливает тесную связь между
душой и любовью, однако характерную для народных
сказок персонификацию души в виде девушки
Психеи, к которой ночью приходит ее любовник Эрос-Купидон, мы
впервые встречаем у Апулея в "Золотом Осле".
Психее запрещено смотреть на Купидона, но
однажды она не выдерживает и ночью зажигает
лампу и подносит к его лицу. Горячее масло капает
из лампы на Купидона и он,
проснувшись, исчезает и в следующую ночь уже не
приходит. Психея ищет Купидона по
всему свету, пока Зевс, пожалев
любовников, не позволяет им вновь встретиться.
Часто эту легенду трактовали как аллегорию
жизненного пути и воссоединения с божеством
после смерти. Легенда о Психее привлекла к себе
внимание поэтов, художников и скульпторов. По
многочисленным римским копиям известна
знаменитая скульптурная группа "Изобретение
поцелуя". Эта легенда пользовалась особой
популярностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во
дворце Фарнезе в Риме украшена декорациями с
изображениями легендарных сюжетов работы
Рафаэля. Нельзя не вспомнить скульптурные группы
работы Каковы и Родена. Так, Ките называл Психею
"последним в олимпийской иерархии, но самым
сладким видением"; к теме Психеи обращались
Кальдерой, Лафонтен, Мольер, Батюшков, а
Мандельштам посвятил Психее такие стихи:
"Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой". |