Греческая
горная нимфа, которой постоянно домогался
Аполлон, и которая, в ответ на мольбу о помощи,
была превращена Матерью-Землей в лавровое
дерево. (Во времена древних греков существовало
известное святилище Аполлона в лавровом лесу на
острове Дафна, где посетителям, включая Павсания,
показывали первое лавровое дерево.) В утешение
Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с
этим он стал присуждаться победителю Пифийских
игр в честь Аполлона - как символ победы. Его
носили Юлий Цезарь, Вергилий (по
описанию Данте). История превращения Дафны была
хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот
сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря",
хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно
интерпретировать как дух, которому угрожает
демон и который находит спасение благодаря силе
мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое
значение, так как благодаря созвучию (лавр), она
могла символизировать его Лауру. Петрарка также
очень гордился лавровым венком, который получил
в Капитолии в Риме за свое поэтическое
мастерство. В античном искусстве известно
изображение Дафны на фресках в Помпеях.
Художники Возрождения (Джорджоне, Джордано,
Пуссен, Паллайоло и др.) драматизировали сюжет
экспрессивным решением. В Риме сохранилась
великолепная мраморная группа Бернини, которую
кардинал Барберини надеялся сделать более
приемлемой для церкви, добавив на подставке
латинское двустишие, морализирующее о том, что
погоня за призрачным может окончиться только
разочарованием. |