Сын
Агамемнона и Клитемнестры.
В отместку за вероломное убийство своего отца,
Орест убил любовника своей матери Эгисфа. Гомер не
говорит прямо, что Орест расправился и со своей
матерью, однако это подразумевает. Гомер не
сообщает никаких подробностей об Оресте - просто
он говорит, что Эгисф правил
на Аргосе семь лет пока его не убил Орест - так
что, по-видимому, греческие драматурги, создавая
трагедии на тему предания об Оресте следовали не Гомеру, а Стесихору -
автору утерянной "Орестеи". В своей трилогии
"Орестея" Эсхил
специально акцентирует тему вины Ореста и
преследующего его "проклятия пелопова дома"
в виде Эриний или
Фурий. Преследуемый богинями мщения Орест
оказывается в Дельфах, где оракул сообщает ему,
что он должен вернуться в Афины. В Афинах Ореста
привлекают к суду, но Ареопаг благодаря
заступничеству самой Афины его оправдывает. По
словам Павсания, он
своими глазами видел алтарь, на который возвели
Ореста в знак его невиновности. В "Орестее" Эсхила на
сцене появляется сама Афина и успокаивает Эриний, сводя
их в Подземное царство, после чего злые Эринии
становятся благими Эвменидами - справедливость
олимпийских богов побеждает обычай кровной
мести, заведенный древними хтоническими
божествами. В трагедиях Софокла и Еврипида
Фурии представляют собой лишь плод болезненной
фантазии Ореста, и драматургов интересует прежде
всего разница характеров Ореста и его сестры Электры.
Согласно Еврипиду, для
того, чтобы избавиться от мук совести, Оресту
было необходимо перевести в Грецию из Тавриды
статую Артемиды (см. Ифигения).
Культ этой статуи существовал в Аттике, однако Павсанию ее
показывали в Спарте. Кроме того, Павсаний
видел в Спарте могилу Ореста, прах которого был
перевезен туда по требованию оракула в середине 6
в. до н.э. И у Софокла и у Еврипида
Орест показан слабохарактерным человеком,
находящимся под влиянием Электры - так
же его обычно трактуют и в современных вариантах
этой драмы. |