Первоначально
- местное божество, по функциям близкое к Артемиде; в
классической мифологии - дочь Агамемнона и Клитемнестры.
Когда греческий флот, готовясь к походу на Трою,
задержался в Беотийской гавани в Авлиде, жрец
объявил, что богиня Артемида
гневается на греков за оскорбление, нанесенное
ей Агамемноном,
и требует, чтобы ей принесли в жертву дочь
обидчика. Зачем Артемиде
понадобилась именно Ифигения, остается неясным.
Согласно версии, принятой Эсхилом в
"Агамемноне", Ифигения действительно была
принесена в жертву, и ее смерть послужила Клитемнестре
дополнительным поводом для убийства мужа. Еврипид в
своей последней незаконченной трагедии
"Ифигения в Авлиде" придерживается другой
версии этой легенды, согласно которой Артемида в
последний момент спасла Ифигению от смерти. В
другой трагедии Еврипида -
"Ифигения в Тавриде" - Ифигения выступает в
роли жрицы Артемиды, в
обязанности которой входит приносить в жертву
богине всех чужеземцев, взятых в плен.
Обстоятельства складываются так, что, не
подозревая о том, что перед ней ее брат Орест со
своим другом Пиладом, Ифигения, согласно ритуалу,
готовится их убить. Затем следует классическая
сцена узнавания и драматический побег. Следуя Еврипиду,
Глюк написал две одноименные оперы. К этим
сюжетам обращались также Расин ("Ифигения")
и Гете ("Ифигения в Тавриде"). |