Аркадский
бог, сын Гермеса и
Дриопы, первоначально бог стад, покровитель
пастухов, затем всей природы покровитель
пастухов. Пан упоминается уже в гомерических
гимнах и у Пиндара.
Изображался в виде человека с козлиными рогами,
копытами и бородой. Отец Ямбы (от нимфы Эхо). Ему
соответствует римский Фавн. Пан
считался похотливым богом, которого оба пола
привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая
знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой,
которая, чтобы уклониться от близости с Паном,
превратилась в тростник - тогда Пан сделал из
тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор
играют пастухи. Пан также сватался к Селене и
подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан
гневался и становился опасен, особенно если его
тревожили во время полуденного зноя, и тогда он
обращал в бегство стада, насылал кошмары и
вызывал у людей необъяснимый "панический"
ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами и,
согласно Геродоту, его
видел на горном перевале бегун Фидиппид,
спешивший попросить помощи у Спарты перед
Марафонской битвой. После своей победы афиняне
посвятили Пану пещеру на северном склоне
Акрополя, сохранившуюся до наших дней.
Со времен античности Пан считается покровителем
пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии -
именно в этой роли Пан выступает в "Гимне
Пану" Шелли и в "Эндимионе" Китса.
Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и
христианских писателей. Плутарх
передает рассказ о том, что некие
путешественники слышали на острове Паксос голос,
обращающийся к сирийскому богу Таммузу и
возвещающий о том, что "Великий Пан умер".
Согласно Плутарху, это
происходило во время царствования Тиберия и
христиане делали вывод, что слышанный
путешественниками голос вещал о конце языческой
эпохи и начале новой - христианской. Похоже,
однако, что все это основывается на элементарной
ошибке - путешественники просто не расслышали
слово "панмегас" ("всемогущий") - эпитет,
относящийся к богу Таммузу. Некоторые
философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном
"фурор" с мистическим состоянием,
позволяющим постигать божественные истины, а
Рабле отождествляет Пана с "Благим
Пастухом", который есть "все, что есть"
("все" по-гречески "Пан") - таким образом
примитивное полузооморфное-полуантропоморфное
божество становится символом воплощения
божественного Слова, "божеством всего".
Художники Возрождения часто изображали Пана
вместе с Венерой и Купидоном -
возможно, потому что читали "любовь побеждает
все" как "любовь побеждает Пана". Наиболее
известные картины, посвященные Пану, принадлежат
кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля. |