Первоначально
малоизвестное италийское божество, чье имя
значило "очарование" или "красота" и
связано с классическим латинским прилагательным
"venustus" (красивый, изящный). Венера
ассоциировалась с растительной, а не животной
плодовитостью. Впервые она была
идентифицирована с Афродитой в
культе Афродиты на
горе Эрике в Сицилии, который, согласно традиции,
учредил Эней после
смерти своего отца Анхиса. С 215 до
н.э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому
она приняла на себя все функции Афродиты, в
том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она
особенно почиталась в официальном
государственном культе, потому что Юлианская
фамилия (последним императором которой был Нерон),
выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты.
Здесь богиня почиталась как Венера
Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций
посвящает вступление к своей поэме "О природе
вещей".
В средние века Венера была известна и как
Анадиомена ("появляющаяся на поверхности
моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и
как Прародительница (Genetrix); но чаще она
идентифицировалась с одним из семи
средневековых грехов - чувственностью, и
изображалась с зеркалом, как символом праздной
неги, которая должна быть преодолена
Целомудрием. В аллегорических битвах Души,
образцом для которых была "Психомахия"
("Сражение за душу") Пруденция, она всегда
находится в ряду пороков, и подобная
интерпретация существует продолжительное время
на таких картинах, как "Триумф мудрости над
пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести"
Перуджино. Венера в самом деле была средоточием
средневекового страха перед наготой и
язычеством. Существовало много сказок о юношах,
соблазненных Венерой, чтобы стать служителями
дьявола. А в хронике четырнадцатого века
записано, что языческая статуя Венеры, найденная
в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена
восхищением, пока горожане не догадались, что
именно она стала причиной поражения, нанесенного
им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно
похоронили на вражеской территории.
Новая и неоклассическая Венера воцарилась в
поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр,
например, написал свою "Исповедь
влюбленного" в форме диалога между ним самим и
"жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и
умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с
их верой в любовь как метафизический опыт,
ведущий к осознанию божественного, возвратили
"живую" Венеру, свидетельство тому -
"Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в
стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая
кисти Караччи иллюстрирует власть Любви
изменять душу, и представляет Венеру в разных ее
аспектах. Написано также множество сцен веселья
и отдыха, из которых величайшая, пожалуй,
"Праздник Венеры" Тициана; а на полотне
Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники
оказываются невинными жертвами Марса и фурий.
Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом
и Кановой, чья элегантная богиня носила черты
сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют
также вариации того различия, что впервые
преподал Платон в
своем "Пире", когда противопоставлял
Афродиту Уранию
("небесную") и Афродиту Пандемос
("всенародную"), имея в виду божественную
одухотворенность первой (в связи с
происхождением от неба - Урана) и доступность,
пошлую понятность второй. Общеизвестная картина
Тициана "Любовь земная и небесная" -
замечательный памятник этого разделения, но
сколь бы ни разнились представления о Венере, она
осталась богиней, вызывающей благоговение и
интерес, но не страх. |