В
книге шестой "Энеиды" Вергилия кумская
жрица Сивилла
рассказывает Энею, что
попасть к царю преисподней и увидеть своего отца
он сможет, лишь принеся в дар Прозерпине
золотую ветвь. Посвященный Юноне
"златокудрый побег" скрывается в густой
чаще, в тени глубокой лощины. Сорвать волшебную
ветвь может лишь безоружная рука: если стебель
поддается без усилий, значит, так угодно судьбе;
если нет - никакая сила не поможет завладеть
золотой ветвью. Вергилий
сравнивает ее с омелой, - священным растением
друидов (кельтских жрецов), используемым при
инициациях как символ смерти и воскресения. По
преданию, выросшая в окрестностях Рима Золотая
ветвь связывалась с культом Дианы. Ее
должен был сорвать со священного дерева беглый
раб. Впоследствии, убив священника, он занимает
его место. Эта легенда излагается Сервием (4 в.
н.э.) в его комментариях к Вергилию.
Следует заметить, что ситуация убийства
короля-священника существует в легендах и
преданиях различных народов. Фрейзер дал своему,
публиковавшемуся с 1890 по 1915 гг. 12-ти томному труду
о примитивных религиях и обществах, название
"Золотая ветвь". Перу английского живописца
конца XVIII - начала XIX вв. Тернера принадлежат две
большие картины "Эней и Сивилла" и
"Золотая ветвь". |