Троянский
принц, упоминаемый у Гомера как
сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где
стал виночерпием; по другой версии, его обменяли
на несколько великолепных лошадей, или, в
постгомеровском эпосе - на золотую виноградную
лозу. На красно-фигурном кратере конца 5 в. до н.э.
с одной стороны изображен бородатый Зевс со
скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед,
держащий обруч и петуха - излюбленный подарок
мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более
популярной версии легенды он был похищен орлом,
посланным Зевсом, или Зевсом в
образе орла, возжелавшим красивейшего из
смертных. Таким образом Ганимед представлен на
красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии, и в
римских копиях греческих статуй. Аристофан
пародирует этот миф в своем "Мире", где герой
уносится на небо на спине большого навозного
жука. Платон
использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к
своим ученикам.
На всем протяжении средних веков Ганимед
символизирует гомосексуализм, и "про" и
"контра" двух типов любви обсуждается в
легкомысленной латинской поэме "Спор между
Еленой и Ганимедом". Только
алле-Гористы-неоплатоники Возрождения прочитали
в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ
восхождения души к абсолюту, и даже нашлись
теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося
Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в
эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для
художников он остается во плоти: так Челлини
добавляет к античному торсу голову и конечности
орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно
интерпретировали миф. Только Рембрандт с
характерной гуманностью написал его в когтях
орла как испуганного сопротивляющегося ребенка. |