(Генуя
- Рим)
Итальянский архитектор, искусствовед и писатель.
Альберти, как и Леонардо да Винчи, был фигурой,
близкой к идеалу человека эпохи Возрождения, так
как являл собой сочетание знаний и умений своей
эпохи: эрудит, гуманист, писатель, архитектор,
художник, учтивый и светский человек. Сын
флорентийского торговца, Альберти учился в Падуе
и Болонье, в 1432 приехал в Рим, где работал при
дворе понтифика. Знакомство с архитектурной
античной классикой Рима дало ему повод для
сочинения "Описание города Рима" ("Descriptio
urbis Romae", 1434) - первого систематизированного
исследования античной архитектуры Рима. В том же
году вернулся во Флоренцию, где познакомился с
величайшими художниками того времени -
Брунеллески, Донатело и Мазаччо. Именно
Брунеллески он посвятил трактат "О живописи"
("Delia pintura", 1436), в котором впервые описываются
законы перспективы и дается реалистический
взгляд на живопись. Во Флоренции Альберти
работал архитектором семьи Руцеллаи, построив
для нее особняк и часовню Гроба Господня,
великолепие которой заключается в точных
геометрических пропорциях. В первой из этих
работ он сочетал геометрию с классическими
орденами, создав архитектурный ансамбль,
напоминающий дворцы Возрождения. Альберти был
автором готической церкви Санта-Мария Новелла, в
которой объединил характерный орнамент из
тосканского мрамора и геометрические формы. В
Риме, куда он переехал по просьбе папы Николая V,
написал "De re aedificatoria" - трактат о
теоретических и практических аспектах
архитектуры. Позже перебрался в Римини, где
построил храм Тэмшю-Малатестиано, и еще позже в
Мантуо, где возвел две церкви: Сан-Себастьяна и
Сан-Андреа. Эти работы, в которых воплотился
синтез его архитектурных методов, наряду с
произведениями Брунеллески вошли в ряд самых
прославленных архитектурных проектов
Возрождения. Альберти написал также трактат "О
скульптуре" ("Destatua") и несколько работ,
посвященных перспективе и математике. |