(Пуэрто-де-Санта-Мария,
Испания, 1902 - там же, 1999)
Испанский поэт. Учился в иезуитском колледже в
родном городе, откуда его исключили за плохую
дисциплину. В 1917 семья Альберти переехала в
Мадрид. Здесь он начал интересоваться живописью
и романтической испанской поэзией современных
ему авторов. В 1925 вышел в свет его первый сборник
стихов "Моряк на суше" ("Marinero en tierra"), за
который он получил Национальную литературную
премию, разделив ее с Херардо Диего. Позже
издаются и другие сборники стихов, навеянные
фольклором Андалусии и средневековой любовной
лирикой. Тридцатилетняя годовщина смерти
Гонгора в 1927 - личности, столь значимой для
поколения, к которому принадлежал Альберти ("Поколение
1927 года" - так называли себя испанские поэты и
писатели-неогонгорианцы середины XX в.), -
обозначила поворот в его творческих исканиях. Он
начал использовать авангардистские приемы:
написал несколько сборников, которые влились в
неогонгорианское течение начала XX в., позже
заинтересовался сюрреализмом, который выражался
у него скорее в технических приемах, нежели в
реальном поведении; из таких сочинений
представляет интерес "Обангелах" ("Sobre los
dngeles", 1929). В последующие годы творчество
Альберти становится все более зависимым от его
социальных и политических взглядов - в 1931 он
вступил в коммунистическую партию. Появились его
театральные постановки, рискованные,
авангардные, в том числе комедии с революционной
подоплекой. Потом были годы разъездов по стране,
выступлений в качестве поэта-оратора, активных
антифашистских выступлений, публикаций статей и
стихов в прессе. После гражданской войны
Альберти вместе со своей супругой, писательницей
М.Тересой Леон, переехал во Францию и затем в
Аргентину, где поселился в Буэнос-Айресе. Здесь
он пережил наиболее плодотворный период
творчества, окрашенный, однако, из-за разлуки с
родиной в ностальгические тона. В 1963 был вынужден
переехать в Рим, где жил до 1977, т. е. вплоть до
конца своей ссылки. По возвращении в Испанию
некоторое время был депутатом от коммунистов
провинции Кадис. В 1983 удостоен Премии Сервантеса.
Основные произведения:
Поэзия: "Моряк на суше" (1925); "Любовница"
(1925); "Каменная кладка" (1926-1927); "Рассвет
левкоя" (1927); "Об ангелах" (1929); "Я был
глуп, и то, что я видел, меня сделало еще глупей"
(1930); "В ботинках я должен умереть" (1930); "Видеть
и не видеть тебя" ( 1934); "Между шпагой и
гвоздикой" (1941); "Прилив" (1944); "Возвращение
далекого живого" (1952); "Рим, опасность для
пешеходов" (1968); "Открытый всем часам" (1979);
"Стихи на каждый день" (1982). Драматические
произведения: "Комедия волхвов" (1934); "Тряпье"
(1944); "Ночь войны в музее Прадо" (1956). Проза:
"Затерянная роща" (1942). |