(Париж
- там же)
Французский математик, механик и философ-просветитель.
Новорожденным был оставлен родителями на
каменной лестнице парижской часовни Сен-Жан-ле-Рон.
Этому обстоятельству обязан своим именем. Вырос
в семье стекольщика, жену которого всегда считал
своей настоящей матерью. Отец выделил небольшую
сумму денег, что позволило Жану пройти учебные
курсы права и теологии. Однако он вскоре оставил
курсы, чтобы заняться математикой. Ранние
публикации Д'Аламбера, посвященные интегральным
исчислениям, открыли ему, 24-летнему молодому
человеку, двери Парижской Академии наук. С 1743 по
1754 были опубликованы его основные работы, первая
из которых - знаменитый "Трактат о динамике"
(1743). В ней он описал механику твердого тела,
основываясь на принципе, который носит его имя,
устанавливает существование равновесия между
внутренним действием и противодействием
твердого тела.
Применение этого принципа к жидкостям легло в
основу его "Трактата о равновесии и движении
жидкостей" (1744). Следующая работа явилась
следствием развития этого вопроса относительно
движения воздуха - "Общая теория ветра"
("Theorie generate des vents") (1745); в этой работе
столкнулся с необходимостью доказать так
называемую фундаментальную алгебраическую
теорему, для которой нашел лишь частичное
доказательство. В 1747 применил исчисления
дифференциала к анализу проблемы физики о
колеблющейся струне, что привело его к
разрешению дифференциального уравнения в
производных дробях, для которого он нашел
решение. В работе "Исследование предварения
равноденствий" (1749) определил уравнение
движения Земли вокруг своего центра тяжести и
затронул проблему "о трех телах" (отношения
между силами и соответствующими движениями
Солнца, Земли и Луны). В 1754 был принят в члены
Французской академии, где с 1772 исполнял
обязанности постоянного секретаря. Вместе с
Дидро руководил работой по созданию "Энциклопедии".
Его вкладом стала "Вступительная статья",
в которой он изложил свое видение истории
культуры как развития человеческих знаний.
Редактировал все статьи "Энциклопедии" по
математике и большинство статей по философии и
физике. Его статья "Женева" ("Geneve"),
вдохновленная Вольтером, вызвала протест Руссо.
В философии Д'Аламбера сочетаются многие идеи
как эмпиризма, так и рационализма мыслителей
Возрождения. Считал философию объединяющим
началом для множества областей человеческих
знаний, рациональной системой отношений между
правилом и фактом, определяя эти два последних
понятия как базу для любого познания. Его
рационализм стал про-тивопоставлением любому
типу трансцендентной реальности, мистической
или религиозной, которую он считал подозрительно
опасной; эмпиризм в его философии означал
протест против метафизических принципов,
которые не допускают опытного пути познания. |