АЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН Д' - КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

АЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН Д'
1717 - 1783

(Париж - там же)
Французский математик, механик и философ-просветитель. Новорожденным был оставлен родителями на каменной лестнице парижской часовни Сен-Жан-ле-Рон. Этому обстоятельству обязан своим именем. Вырос в семье стекольщика, жену которого всегда считал своей настоящей матерью. Отец выделил небольшую сумму денег, что позволило Жану пройти учебные курсы права и теологии. Однако он вскоре оставил курсы, чтобы заняться математикой. Ранние публикации Д'Аламбера, посвященные интегральным исчислениям, открыли ему, 24-летнему молодому человеку, двери Парижской Академии наук. С 1743 по 1754 были опубликованы его основные работы, первая из которых - знаменитый "Трактат о динамике" (1743). В ней он описал механику твердого тела, основываясь на принципе, который носит его имя, устанавливает существование равновесия между внутренним действием и противодействием твердого тела.
Применение этого принципа к жидкостям легло в основу его "Трактата о равновесии и движении жидкостей" (1744). Следующая работа явилась следствием развития этого вопроса относительно движения воздуха - "Общая теория ветра" ("Theorie generate des vents") (1745); в этой работе столкнулся с необходимостью доказать так называемую фундаментальную алгебраическую теорему, для которой нашел лишь частичное доказательство. В 1747 применил исчисления дифференциала к анализу проблемы физики о колеблющейся струне, что привело его к разрешению дифференциального уравнения в производных дробях, для которого он нашел решение. В работе "Исследование предварения равноденствий" (1749) определил уравнение движения Земли вокруг своего центра тяжести и затронул проблему "о трех телах" (отношения между силами и соответствующими движениями Солнца, Земли и Луны). В 1754 был принят в члены Французской академии, где с 1772 исполнял обязанности постоянного секретаря. Вместе с Дидро руководил работой по созданию "Энциклопедии". Его вкладом стала  "Вступительная статья", в которой он изложил свое видение истории культуры как развития человеческих знаний. Редактировал все статьи "Энциклопедии" по математике и большинство статей по философии и физике. Его статья "Женева" ("Geneve"), вдохновленная Вольтером, вызвала протест Руссо. В философии Д'Аламбера сочетаются многие идеи как эмпиризма, так и рационализма мыслителей Возрождения. Считал философию объединяющим началом для множества областей человеческих знаний, рациональной системой отношений между правилом и фактом, определяя эти два последних понятия как базу для любого познания. Его рационализм стал про-тивопоставлением любому типу трансцендентной реальности, мистической или религиозной, которую он считал подозрительно опасной; эмпиризм в его философии означал протест против метафизических принципов, которые не допускают опытного пути познания.

Copyright  for ever.   My Hand Inc. ® Fun.   All rights reserved.

Hosted by uCoz