(Данбери,
США - Нью-Йорк)
Американский композитор. В такой стране как США,
где влияние европейской музыки чувствовалось на
протяжении всего XIX в., Чарльз Айвз стал одним из
первых композиторов, искавших и находивших новые
выразительные средства, которые придавали его
музыке оригинальное, характерное именно для
Америки звучание. При этом он являлся
первооткрывателем современных музыкальных форм,
автором произведений, значение которых было
понятно лишь по прошествии времени. Сын дирижера
военного оркестра, Айве стал музыкантом-самоучкой,
вынужденным объединить бизнес - в 1907 он открыл
преуспевающую страховую компанию - и музыку.
Воодушевляемый своим отцом, он быстро овладел
техникой музыкальной импровизации, не забывая и
о классических правилах композиции. Увлечение
свободными музыкальными формами в сочетании с
американской классикой стало характерной чертой
его последующего творчества. Таким образом, не
имея точных сведений о направлениях в
европейском авангардизме, Айве сумел одним из
первых использовать при написании оркестровых
партитур такие гармонические и ритмические
средства, как политональность, атональность,
полиритмия и четверти тонов. Например, одно из
его ранних произведений для органа "Вариации
на темы Америки" ("Variation on America") (1891)
написано уже с использованием политональности.
Музыканты его родного города одними из первых
стали использовать также разнообразные
возможности коллажи (collage) в музыке. В этом смысле
многие из его композиций сочетают в себе
разнородные элементы, среди которых можно
встретить и традиционные североамериканские
мелодии,и религиозные гимны, и военные марши,
например "Три места в Новой Англии" ("Three
Places in New England", 1904), "Центральный парк в
темноте" ("Central Park in the Dark", 1907) или его
первыетри симфонии (1898, 1902, 1904). Среди других его
произведений следует отметить фундаментальную
"Вторую (Конкордскую) сонату для фортепьяно"
("Second (Concord) Piano Sonata", 1915), Четвертую симфонию
(Fourth Symphony, 1916) и "Вопрос без ответа" ("The
Unanswered Question", 1908). |