(Дауле,
ныне Эквадор - Тиволи, Италия)
Эквадорский поэт и прозаик. Вступил в орден
иезуитов в 1740. Еще в детстве обнаружил склонность
к поэзии и впоследствии стал одним из крупнейших
поэтов колониальной эпохи. Был профессором в
Университете св. Григория Великого и под
влиянием идей Просвещения порвал с
аристотелевой схоластикой и стал последователем
теории о научно-экспериментальном познании мира,
развиваемой просветителями. Когда в 1767 Карлос III
приказал очистить Америку от иезуитов, Агирре
оставил Эквадор и направился в Италию. Здесь его
назначили настоятелем монастыря в Равенне и
ректором монастырского училища в Ферраре, где он
преподавал физику и философию и был известен
своей блестящей эрудицией и педагогическим
даром. Как писатель-церковник развивал
ораторское искусство проповеди; как поэт написал
много стихов самой широкой тематики - от морали и
религии до любви, часто в мифологическом
контексте. Стилистика поэтического творчества
Агирре испытывала огромное влияние гонгоризма (направление
в литературе конца XVI - начала XVII вв.,
инициированное испанским поэтом Гонгора и-Арготе,
характеризуемое образной уплотненностью и
усложненной метафоричностью), и его поэзию
считают типичным образцом барочной
латиноамериканской лирики. Большая часть
произведений Агирре не была известна до 1937, когда
обнаружились его "Кастильские стихи" (Versos
Castellanos), "Юношеские труды" ("Obras juveniles"),
"Смесь" ("Misceldnea"), среди которой
выделяются "Письмо Лизарду" ("Carta a Lizardo")
и выполненное десятистишеем "Краткое описание
городов Гуаякиль и Кито" ("Breve disen de las ciudades
Guayaquil у Quito"). |