ГРИГОРОВИЧ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ГРИГОРОВИЧ
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
31.03.1822 - 05.01.1900

В 1845 году Н.А.Некрасов, редактор выходившего в Петербурге альманаха «Физиология Петербурга», приглашает к сотрудничеству 23-летнего Д.В.Григоровича, незадолго до того опубликовавшего в приложениях к «Русскому инвалиду» два рассказа - «Собачка» и «Театральная карета». Рассказы эти были не более чем проба пера молодого человека, пока что не имевшего внятного представления о своем жизненном предназначении и совсем не помышлявшего о писательском поприще. Не прельстившись карьерой офицера, он оставил Инженерное училище, проучившись в нем три года. Поступил в Академию художеств, но также не кончил курса. Затем определился на службу в канцелярию Петербургского Большого театра, переводил французские водевили, написал несколько рассказов. Прозорливый Некрасов в этих литературных опытах угадал незаурядное дарование и предложил ему написать для своего альманаха очерк. Этот факт, можно сказать, решил дальнейшую судьбу молодого автора. Пройдут годы, и на закате своей жизни признанный мэтр русской литературы Д.В.Григорович однажды в потоке литературных публикаций вдруг обратит внимание на рассказ, подписанный никому не известным именем «Антоша Чехонте», и, безошибочно определив в авторе удивительный талант, обратится к нему, приветствуя и благословляя - Получив предложение Некрасова, Григорович с увлечением отдался работе и вскоре представил в альманах обширный очерк под названием «Петербургские шарманщики», посвященный бродячим артистам, их нелегкому труду, убогости их временных жилищ, «несострадательной» публике. «Форточка отворяется, пятак или грош, завернутый в бумажку, падает к ногам его в награду за труды; но часто, весьма часто, истощив напрасно свой репертуар, он медленно удаляется, грустный, унылый, не произнося ни жалобы, ни ропота». «Петербургские шарманщики» г. Григоровича, - писал Белинский, - прелестная и грациозная картинка, нарисованная карандашом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты явлений и передавать их с поэтической верностью».
В следующем 1846 году появляется в печати повесть Григоровича «Деревня» - горестная история загубленной жизни крестьянки Акулины. В пору, когда крестьянский вопрос приобретал все большую остроту, вовлекая в дискуссии все слои российского населения, - это произведение, с его ярко вьфаженной антикрепостнической направленностью, стало заметным явлением литературной жизни.
Повесть «Антон Горемыка», напечатанная некрасовским «Современником» в 1847 году, принесла Григоровичу широкую известность. Голос писателя в защиту обездоленных и угнетенных вызвал горячий отклик в читательских кругах и негодование правительства - особым комитетом по печати повесть Григоровича была отмечена как сочинение «особо опасное», а сам писатель попал в список «неблагонадежных». «Ни одна русская повесть не производила на меня такого страшного, гнетущего, мучительного, удручающего впечатления: читая ее, мне казалось, что я в конюшне, где благонамеренный помещик порет и истязует целую вотчину...» - писал Белинский. В 1852 году выходит роман «Проселочные дороги» - панорама провинциальной помещичьей России. По замыслу роман перекликается с «Мертвыми душами» Гоголя, которого Григорович считал своим великим учителем.
Тема народа, его судьбы и роли в истории продолжает оставаться центральной и в последующих романах Григоровича «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1856), но творческая активность писателя падает. Путевые заметки о путешествии на корабле «Ретвизан» и роман «Два генерала» остаются незавершенными. В период, непосредственно предшествующий реформе 61-го года, взгляды Григоровича и революционеров-демократов (в частности Чернышевского) разошлись. Как писал советский исследователь творчества писателя в 1954 году, «...Григорович не смог преодолеть ограниченность своего мировоззрения, не смог пойти по пути революционной демократии и в момент острой политической борьбы отошел от передовой демократической литературы».
Последующие 20 лет Григорович посвящает искусствоведческой деятельности, занимая пост секретаря Общества поощрения художников. Будучи тонким знатоком и коллекционером произведений изобразительного искусства, он создает музей, о котором журнал «Живописное обозрение» в 1882 году писал, что он «может быть смело поставлен наряду с лучшими подобными же музеями Европы». В эти годы им написан ряд искусствоведческих работ, в частности статья «Несколько слов о поощрении художеств в России». Одним из первых Григорович отметил замечательный талант пейзажиста Ф.А.Васильева, поддержал молодого И.Е.Репина.
К литературной работе Григорович вернулся в начале 80-х годов. К 1883 году относится его перевод повести П.Мериме «Этрусская ваза» (лучший перевод до наших дней) и повесть «Гуттаперчевый мальчик» - о жизни цирковых артистов и горькой судьбе маленького акробата.
Итогом творчества стали «Литературные воспоминания» (1892-1893), в которых воссоздана атмосфера литературной жизни 40-50-х годов, даны портреты знаменитых современников - Л.Толстого, Тургенева, Дружинина, Боткина и др.
Умер Д. В. Григорович 23 декабря 1899 года. Похоронен на Волновом кладбище в Петербурге.

Copyright  for ever.   My Hand Inc. ® Fun.   All rights reserved.

Hosted by uCoz