В
1845 году Н.А.Некрасов, редактор выходившего в
Петербурге альманаха «Физиология Петербурга»,
приглашает к сотрудничеству 23-летнего
Д.В.Григоровича, незадолго до того
опубликовавшего в приложениях к «Русскому
инвалиду» два рассказа - «Собачка» и
«Театральная карета». Рассказы эти были не более
чем проба пера молодого человека, пока что не
имевшего внятного представления о своем
жизненном предназначении и совсем не
помышлявшего о писательском поприще. Не
прельстившись карьерой офицера, он оставил
Инженерное училище, проучившись в нем три года.
Поступил в Академию художеств, но также не кончил
курса. Затем определился на службу в канцелярию
Петербургского Большого театра, переводил
французские водевили, написал несколько
рассказов. Прозорливый Некрасов в этих
литературных опытах угадал незаурядное
дарование и предложил ему написать для своего
альманаха очерк. Этот факт, можно сказать, решил
дальнейшую судьбу молодого автора. Пройдут годы,
и на закате своей жизни признанный мэтр русской
литературы Д.В.Григорович однажды в потоке
литературных публикаций вдруг обратит внимание
на рассказ, подписанный никому не известным
именем «Антоша Чехонте», и, безошибочно
определив в авторе удивительный талант,
обратится к нему, приветствуя и благословляя -
Получив предложение Некрасова, Григорович с
увлечением отдался работе и вскоре представил в
альманах обширный очерк под названием
«Петербургские шарманщики», посвященный
бродячим артистам, их нелегкому труду, убогости
их временных жилищ, «несострадательной» публике.
«Форточка отворяется, пятак или грош, завернутый
в бумажку, падает к ногам его в награду за труды;
но часто, весьма часто, истощив напрасно свой
репертуар, он медленно удаляется, грустный,
унылый, не произнося ни жалобы, ни ропота».
«Петербургские шарманщики» г. Григоровича, -
писал Белинский, - прелестная и грациозная
картинка, нарисованная карандашом талантливого
художника. В ней видна наблюдательность, умение
подмечать и схватывать характеристические черты
явлений и передавать их с поэтической
верностью».
В следующем 1846 году появляется в печати повесть
Григоровича «Деревня» - горестная история
загубленной жизни крестьянки Акулины. В пору,
когда крестьянский вопрос приобретал все
большую остроту, вовлекая в дискуссии все слои
российского населения, - это произведение, с его
ярко вьфаженной антикрепостнической
направленностью, стало заметным явлением
литературной жизни.
Повесть «Антон Горемыка», напечатанная
некрасовским «Современником» в 1847 году, принесла
Григоровичу широкую известность. Голос писателя
в защиту обездоленных и угнетенных вызвал
горячий отклик в читательских кругах и
негодование правительства - особым комитетом по
печати повесть Григоровича была отмечена как
сочинение «особо опасное», а сам писатель попал в
список «неблагонадежных». «Ни одна русская
повесть не производила на меня такого страшного,
гнетущего, мучительного, удручающего
впечатления: читая ее, мне казалось, что я в
конюшне, где благонамеренный помещик порет и
истязует целую вотчину...» - писал Белинский. В 1852
году выходит роман «Проселочные дороги» -
панорама провинциальной помещичьей России. По
замыслу роман перекликается с «Мертвыми душами»
Гоголя, которого Григорович считал своим великим
учителем.
Тема народа, его судьбы и роли в истории
продолжает оставаться центральной и в
последующих романах Григоровича «Рыбаки» (1853) и
«Переселенцы» (1856), но творческая активность
писателя падает. Путевые заметки о путешествии
на корабле «Ретвизан» и роман «Два генерала»
остаются незавершенными. В период,
непосредственно предшествующий реформе 61-го
года, взгляды Григоровича и
революционеров-демократов (в частности
Чернышевского) разошлись. Как писал советский
исследователь творчества писателя в 1954 году,
«...Григорович не смог преодолеть ограниченность
своего мировоззрения, не смог пойти по пути
революционной демократии и в момент острой
политической борьбы отошел от передовой
демократической литературы».
Последующие 20 лет Григорович посвящает
искусствоведческой деятельности, занимая пост
секретаря Общества поощрения художников. Будучи
тонким знатоком и коллекционером произведений
изобразительного искусства, он создает музей, о
котором журнал «Живописное обозрение» в 1882 году
писал, что он «может быть смело поставлен наряду
с лучшими подобными же музеями Европы». В эти
годы им написан ряд искусствоведческих работ, в
частности статья «Несколько слов о поощрении
художеств в России». Одним из первых Григорович
отметил замечательный талант пейзажиста
Ф.А.Васильева, поддержал молодого И.Е.Репина.
К литературной работе Григорович вернулся в
начале 80-х годов. К 1883 году относится его перевод
повести П.Мериме «Этрусская ваза» (лучший
перевод до наших дней) и повесть «Гуттаперчевый
мальчик» - о жизни цирковых артистов и горькой
судьбе маленького акробата.
Итогом творчества стали «Литературные
воспоминания» (1892-1893), в которых воссоздана
атмосфера литературной жизни 40-50-х годов, даны
портреты знаменитых современников - Л.Толстого,
Тургенева, Дружинина, Боткина и др.
Умер Д. В. Григорович 23 декабря 1899 года. Похоронен
на Волновом кладбище в Петербурге. |