Выдающийся
деятель русской и западноевропейской культуры,
блестящий организатор, человек редкого вкуса,
большой художественной культуры, Сергей
Павлович Дягилев родился 19(31) марта 1872 года в
Новгородской губернии в семье кадрового
военного, умевшего ценить русское искусство.
Дом Дягилевых был наполнен музыкой и пением, так
как пели и играли на рояле и других инструментах
почти все. Взрослые и подростки с удовольствием
устраивали музыкальные спектакли, которые
пользовались большим успехом среди знакомых.
Детство и отроческие годы Дягилева прошли в
Петербурге, где одно время служил отец, и в Перми,
куда после отставки П.П.Дягилева переселилась
вся семья. После окончания пермской гимназии
Дягилев в 1890 году приехал в Петербург и поступил
на юридический факультет университета,
параллельно учился в Петербургской
консерватории. В 1896 году, окончив университет,
увлекся живописью, театром, историей
художественных стилей.
В 1898 году Дягилев основывает и более пяти лет
возглавляет периодическое издание «Мир
искусства» - один из первых художественных
журна-лов в России. В отличие от предшествующих
изданий, которые помешали в основном лишь
сообщения о художественной жизни, журнал стал
систематически печатать монографические статьи
о русских и европейских мастерах.
Дягилев-редактор привлекал к работе в журнале
талантливых молодых художников и критиков
своего времени. Он открыл для широкого читателя
искусствоведческое дарование А.Н.Бенуа и весной
1899 года пригласил сотрудничать И.Э.Грабаря, тогда
еще начинающего критика. Дягилев выступал в
журнале и как один из авторов. Основное внимание
Дягилев-критик уделял, однако, не прошлому, а
современному искусству. Он говорил: «Меня больше
интересует, что скажет мне мой внучек, чем что
скажет дед, хотя тот и неизмеримо мудрее».
Нацеленность в будущее очень характерна для
Дягилева, ею пронизаны его очерки и статьи о
современных мастерах и событиях художественной
жизни. Дягилев был первым критиком, обратившим
внимание на книжную иллюстрацию. В 1899 году в
статье «Иллюстрации к Пушкину» он высказал ряд
суждений о природе
и особенностях этого трудного искусства,
сохраняющих свое значение и поныне.
На страницах журнала «Мир искусства» Дягилев как
автор затронул большой круг вопросов: цели и
задачи искусства и критики, классика и
современное искусство, иллюстрация и книжная
графика, музейное дело, художественная культура
других стран и, наконец, то, что мы понимаем
теперь под международным культурным
сотрудничеством.
Страстно интересуясь театром, в 1899 году Дягилев
становится чиновником особых поручений при
директоре казенных театров. Пытается провести
кардинальные реформы, чтобы вывести казенные
театры из рутины, но оказывается в «опале» перед
высшим начальством - его увольняют со службы в
императорских театрах по печально знаменитому
третьему пункту, то есть без права поступления на
государственную службу.
В 1900 году, отвечая давно назревшей потребности
молодых русских художников к объединению,
Дягилев организует творческое содружество «Мир
искусства». Это объединение, его выставки и
журнал сыграли заметную роль на определенном
историческом этапе развития русского искусства.
В 1902 году выходит в свет монография Дягилева о
Д.Г.Левицком - первое документальное
обоснованное исследование о художнике, в
известной мере положившее начало
систематическому изучению старых русских
мастеров.
В 1905 году Дягилев устраивает в Таврическом
дворце в Петербурге грандиозную
историко-художественную выставку русских
портретов, представив на ней свыше двух тысяч
произведений XVIII-XIX веков.
В 1906 году начинается многолетняя дягилевская
эпопея пропаганды русского искусства за рубежом.
Показанная в Париже выставка русского
изобразительного искусства явилась откровением
для Запада, и не подозревавшего о существовании
столь высокой художественной культуры.
Чтобы осуществить свои замыслы, Дягилеву
требовались огромные средства. У него не было
никаких, и он добывал их, где только мог. Так,
например, в устройстве выставки русского
искусства в Париже в 1906 году ему, возможно,
помогали любители искусства и коллекционеры:
В.Н.Аргутинский-Долгоруков, С.С.Боткин, В.В. фон
Мекк, И.А.Морозов. Для проведения Русских
исторических концертов в 1907 году в Париже
Дягилеву удалось получить некоторые суммы у
представителей русского делового мира -
владельцев резиновой мануфактуры. В обмен на
помощь он польстил тщеславию дельцов, включив их
имена в состав комитета концертов,
возглавляемого великим князем Владимиром. Для
той же цели ему, видимо, дал деньги
высокопоставленный чиновник и посредственный
композитор А.С.Танеев, симфонию которого
пришлось включить в программу концертов. Кроме
того, Дягилев перехватил кое-какие суммы у
друзей-художников, впоследствии долго
добивавшихся их возврата.
Благодаря франко-русскому сближению влиятельные
лица во Франции охотно оказывали
покровительство начинаниям представителя
союзной державы. Впрочем, и здесь это не всегда
носило бескорыстный характер, и Дягилеву
приходилось давать благотворительные спектакли,
сбор с которых шел в распоряжение этих
благодетелей. Драматически порой складывались
отношения Дягилева и с состоятельными
англичанами: он не раз был на грани финансовой
катастрофы.
В 1908 году Дягилев подготовил и привез в Париж
совершенно новую постановку «Бориса Годунова» М.
Мусоргского с участием Ф. И. Шаляпина.В 1909 году
Дягилев показал в Париже балетные спектакли. С
этого времени и по 1929 год длится серия так
называемых Русских сезонов, в течение которьк
Дягилеву удается осуществить около восьмидесяти
оригинальных постановок балетных и оперных
спектаклей. Примерно пятнадцать из них
продолжают свою сценическую жизнь и поныне.
При этом Дягилев широко ознакомил театральный
мир Запада с русской музыкальной классикой -
произведениями Глинки, Мусоргского, Бородина,
Чайковского, Римского-Корсакова. Примечательно,
что многие спектакли созданы по замыслу
Дягилева. Он побудил И.Ф.Стравинского,
С.С.Прокофьева, Клода Дебюсси, Мориса Равеля,
Франсиса Пуленка, Мануэля де Фалья и других
композиторов писать балетную музыку, и созданные
ими произведения обогатили музыкальное наследие
и мировой балетный репертуар.
В спектаклях, показанных Дягилевым, в полную силу
развернулись дарования М.М.Фокина, А.П.Павловой,
Т.П.Карсавиной, Вацлава
и Брониславы Нижинских. Он выпестовал таких
известных мастеров танца, как Л.Ф.Мясин,
Г.М.Баланчин, С.М.Лифарь.
Дягилев познакомил Запад с
театрально-декорационным искусством русских
художников - Б.И.Анисфельда, Л.С.Бакста, А.Н.Бенуа,
И.Я.Билибина, А.Я.Головина, Н.С.Гончаровой,
М.В.Добужинского, К.А.Коровина, М.Ф.Ларионова,
Н.К.Рериха, Ф.Ф.Федоровского, а также привлек к
участию в оформлении спектаклей Жоржа Брака,
Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо.
Несомненной заслугой Дягилева является то, что
он создал максимальные возможности для
выявления их талантов на этом поприще.
Русское искусство, столь блистательно
представленное Дягилевым за рубежом, оказало
значительное влияние на культуру Запада в целом.
В частности, в период упадка там балетного
искусства дягилевские сезоны дали толчок к
возрождению, а иногда и возникновению
национальных балетов стран Европы и Америки.
Благотворные последствия этой деятельности
ощущаются до сих пор.
С.П.Дягилев также активно занимался
собирательством. Свыше двух тысяч редких русских
изданий удалось отыскать и приобрести Дягилеву
за рубежом. В его исключительно богатом собрании
автографов было одиннадцать писем Пушкина,
четыре письма Лермонтова, письма и записная
книжка Жуковского, письма Гоголя, Вяземского,
автографы Глинки, Дельвига, Державина, Капниста,
Карамзина и Тургенева.
Память о России не покидала Дягилева, и он
надеялся, что все найденное им вернется на
родину. Однако осуществить это ему было не
суждено: 19 августа 1929 года он скончался в Венеции
от заражения крови. Друзья похоронили его там же -
семьи у него не было.Смерть Дягилева была
воспринята многими как невосполнимая потеря для
искусства.
Автор наиболее обстоятельного посмертного
очерка о Дягилеве, появившегося в советской
печати, искусствовед В.В.Воинов писал: «(...)
Деятельность Дягилева неразрывно связана с
крупнейшими явлениями в русском искусстве,
оказавшими несомненно огромное влияние на
дальнейший его ход (...) Дягилев был беспокойной и
кипучей натурой; его стихией была работа
организатора, свершителя больших, иногда
градиозных планов, и надо сказать, что это ему
удавалось. Широко образованный, тонко
разбирающийся в искусстве, Дягилев охватывал все
виды искусства - театр, живопись, архитектуру,
музыку, балет - все это было ему равно близко и
знакомо. Эстет по существу, он, однако, не
замыкался в своем эстетизме, а был
пропагандистом любимого им дела». |