Французский
писатель, один из великих французских реалистов
второй половины XIX века. В 9 лет мать отправила его
в религиозное воспитательное заведение в Ивето,
нечто вроде маленькой семинарии. Ги с первых же
дней возненавидел "печальное здание,
населенное священниками и учениками, которых -
почти всех без исключения готовят в монахи... Там
пахло молитвой, как пахнет рыбой на базаре в день
прилива". Влюбленный в воду, в чистый воздух,
мальчик ненавидел грязь. Но детям разрешали мыть
ноги только три раза в год. И никогда не водили в
баню.
Автор более пятнадцати сборников новелл,
знаменитых романов "Жизнь" (1883), "Милый
друг" (1885), "Монт-Ориоль" (1886) и др.
произведений. Как писатель Мопассан
сформировался под влиянием Г.Флобера. Его
новеллы, разнообразные по тематике, способу
повествования, авторской интонации, отличаются
напряженным интересом к человеку, умением
раскрыть характер и психологию персонажей через
действие, выразительную деталь, речевую манеру.
Внешняя простота стиля скрывает огромное
мастерство, скрупулезную работу над словом,
виртуозное владение языком. Многие новеллы
Мопассана были инсценированы и, так же как и
пьесы, ставились во французских театрах.
Мопассана-художника высоко ценили И.С.Тургенев,
Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и другие русские писатели.
Еще за год до смерти писатель сохранял силу
настоящего атлета и мог, например, проплыть в
лодке, сидя на веслах, по 50 миль в день! Но из-за
врожденного сифилиса под конец жизни Мопассан
стал страдать эпилептическими припадками, часто
бредил. Обессилевший, увядший, с красными
потухшими глазами, с опущенными плечами, с
исхудавшими восковыми руками, Мопассан уже был
не в состоянии подняться с постели. Страдания
писателя обрвались в 11 часов 45 минут дня.
Последними его словами были: "Тьма! О, тьма!"
А через много лет в архивах военно-морского
министерства, где писатель 10 лет проработал
мелким клерком, обнаружили его характеристику:
"Прилежный чиновник, но пишет плохо". |