Американский
художник и скульптор, ставший благодаря своим
монохромным полотнам одним из основателей
«живописи цветового поля». Сильное
редуцирование форм в картинах Ньюмэна проложило
дорогу направлению «минимал-арта».
Ньюмэн родился в Нью-Йорке на Манхэттене и был
первым из четверых детей еврейско-польского
переселенца. Отец приехал в США без гроша в
кармане и сумел стать владельцем процветающей
текстильной фабрики. Маленький Барни, как звали
его в семье, рос, не зная нищеты и лишений.
С 1923 Ньюмэн начал изучать искусство в Лиге
студентов-художников и философию в Городском
колледже Нью-Йорка. По окончании обоих курсов
Ньюмэн устроился работать на отцовскую фабрику.
В 1933 он выступил независимым кандидатом на
выборах мэра. Его в одинаковой степени
оригинальная и невыполнимая программа,
состоявшая из четырех пунктов, предусматривала
строительство городского оперного театра и
картинной галереи, а также открытие сети уличных
кафе и игровых площадок для взрослых. В ходе
предвыборной борьбы Ньюмэн познакомился со
своей будущей спутницей жизни - учительницей
Аннали Гринхаус: их знакомство началось с
острого словесного поединка, а обернулось
бракосочетанием.
Деятельность Ньюмэна как живописца и
рисовальщика оказалась в 30-х практически
парализованной. В художественных проектах,
получавших государственную поддержку, он
участия не принимал, поскольку видел в
правительстве недруга художников. Из-за
банкротства семейного предприятия в 1937
финансовое положение стало катастрофическим, и
ему пришлось работать учителем. Интересы Ньюмэна
сосредоточились в основном вокруг ботаники,
геологии и орнитологии. В начале 40-х он стал
посещать курсы по изучению птиц при Корнеллском
университете. Попутно он изучал искусство и мифы
коренных жителей Америки.
В 1944 Ньюмэн создал объемную серию картин: рисунки
с мотивами семян и ростков, микробными и
растительными формами (заимствованными им из
курса ботаники). Картины, созданные прежде, он
отверг и уничтожил все до единой.
Подобно многим своим друзьям, среди которых
можно отметить художников Роберта Мазеруэлла,
Марка Ротко и Клиффорда Стиллза, Ньюмэн
стремился к освобождению от влияния
европейского искусства. Целью его усилий было
становление подлинной американской живописи. В
1948 появилась работа «Onement I», первая из его картин
в радикально новом стиле: монохромная, малого
формата, она выполнена в темно-красном цвете. По
центру картины, сверху вниз, идет яркая оранжевая
полоса, застежка-«молния». В дальнейшем из-под
кисти Ньюмэна вышло множество таких монохромных
композиций, сдержанные тональные цвета которых
резко контрастировали с красками, популярными у
абстрактных экспрессионистов. Работы,
представленные на первой выставке Ньюмэна и его
друзей-художников (1950), характеризовались именно
сдержанностью красок.
В последующие годы Ньюмэн боролся с финансовыми
трудностями. Между тем он с упорством писал
картины с «молниями», располагая линии как по
горизонтали, так и по вертикали, а позже только по
вертикали. Эти «молнии» шли строго по прямой либо
оборачивались в виде бахромы вокруг
изображаемой цветовой плоскости.
Во второй половине 50-х к художнику пришел
долгожданный успех: в 1958 Ньюмэн принял участие в
выставке «Новая американская живопись» в Музее
современного искусства в Нью-Йорке. После
перенесенного инфаркта он, начиная с 1958, создал
состоявшую из 14 частей работу «Станции креста». В
своем типичном стиле он попытался воплотить
метафизическую сущность непосредственно в
картинах, без какой-либо символики: зритель,
находившийся, по замыслу художника, лицом к лицу
с картиной большого формата, буквально окунался
с головой в цветовое поле. Он должен был (опять же
по замыслу художника) осознать себя очутившимся
в этом цветовом пространстве - и душой, и телом. В
60-х Ньюмэн продолжал создавать картины
медитативного характера - в качестве примера
можно привести серию «16 кантонов» (1964). Иногда в
процессе работы он наносил на полотно множество
слоев разных красок, хотя картина при этом
оставалась монохромной. При создании картины
«Кто испытывает страх перед красно-желто-синим?»
(1967/1968) он располагал монохромные плоскости рядом
друг с другом и разграничивал их между собой
цветными линиями.
Помимо этого, в 60-х Ньюмэн создал несколько
строго геометрических пластических
произведений из стали. Стелообразные элементы он
располагал на кубических или пирамидальных
подножиях (например, «Сломанный обелиск», 1963/1967).
Его монументальная пластика «Зим Зум» (модель 1969)
- два отдельных зубчатых элемента, расположенные
друг напротив друга таким образом, что между ними
остается свободное пространство, - осталась
единственным его произведением этого жанра.
Художник умер в 1970 в Нью-Йорке, дожив до 65 лет. |