Русский
государственный деятель. Родился в семье
крупного чиновника. Окончил в 1870
физико-математический факультет
Новороссийского университета (Одесса). В том же
году назначен начальником движения Одесской
железной дороги, в дальнейшем (около 20 лет)
работал в частных железнодорожных обществах.
Долголетняя служба способствовала формированию
Витте как финансиста и государственного
чиновника. В 1883 вышла его книга "Принципы
железнодорожных тарифов по перевозке грузов",
принёсшая ему широкую известность. С 1889 директор
департамента железных дорог министерства
финансов; с февраля 1892 министр путей сообщений, а
с августа 1892, в связи с отставкой
И.А.Вышнеградского, министр финансов. Витте
оказывал значительное влияние на внутреннюю и
внешнюю политику русского правительства.
Активно содействовал развитию российского
капитализма и пытался сочетать этот процесс с
укреплением царской монархии.
По инициативе Витте осуществлены крупные
экономические мероприятия: была введена винная
монополия (1894); сооружена Сибирская
железнодорожная магистраль и развёрнуто
железнодорожное строительство (90-е гг.);
осуществлена денежная реформа (1897), согласно
которой было введено золотое обращение и
установлен свободный обмен кредитного рубля на
золото. Политика форсирования экономического
развития, которую проводил Витте, была
неразрывно связана с привлечением иностранных
капиталов в промышленность, банки и
государственные займы, что облегчалось
протекционистским тарифом 1891 и политическим
сближением с Францией. В 1894 и 1904 были заключены
таможенные договоры с Германией. По инициативе и
под председательством Витте 22 января 1902 создано
Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной
промышленности. В его программе аграрных
требований намечены положения, использованные
впоследствии П.А.Столыпиным. Местные комитеты
совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и
окружных) высказались за добровольный переход
крестьян от общинного владения землёй к
подворному. Николай II не решился на проведение
реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было
закрыто. В. выступал против расширения земских
учреждений. В полемике с И.Л.Горемыкиным (1899) он
доказывал, что земские учреждения могут привести
к конституции. Витте стремился
противодействовать политике Японии на Дальнем
Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем,
выступал против захвата Порт-Артура. При участии
Витте заключены оборонительный союз с Китаем
против Японии и соглашение о строительстве
Китайско-Восточной железной дороги на
территории Маньчжурии. Витте, считая
преждевременным военный конфликт, выступал за
соглашение с Японией. Это в значительной мере
определило резкие расхождения политики Витте с
внешнеполитическим курсом Николая II и
"Безобразовской кликой". В августе 1903 Витте
получил отставку с поста министра финансов с
назначением на пост председателя Комитета
министров. Возглавлял делегацию, подписавшую
Портсмутский мирный договор 1905 с Японией, за что
получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906
возглавлял Совет Министров. Во время Октябрьской
Всероссийской политической стачки 1905 настоял на
программе уступок буржуазии, нашедшей своё
выражение в Манифесте 17 октября 1905. Проводя
политику лавирования, Витте в то же время был
инициатором посылки карательных экспедиций в
Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены
войска из Петербурга для подавления Московского
вооружённого восстания. В 1906 он добился у
французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков.
Всё это укрепило позиции правительства в борьбе
с революцией. Однако Витте оказался слишком
"левым" для основной массы дворянства и
верхушки правящей бюрократии и слишком
"правым" для буржуазно-либеральных кругов
октябристско-кадетского толка. Витте подал в
отставку, которая была принята 16 апреля 1906.
Последние годы жизни провёл в Петербурге и за
границей. Оставаясь членом Государственного
совета, Витте принимал участие в работе Комитета
финансов, председателем которого был до самой
смерти. В 1907-12 Витте написал "Воспоминания",
представляющие значительный интерес для
характеристики политики царского правительства. |