Киноактер.
Родился в Москве. Окончил Всесоюзный
государственный институт кинематографии (1948,
мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). В 1948 и с 1953
- актер Театра-студии киноактера, в 1951-1953 - актер
академического Малого театра. Заслуженный
артист РСФСР (1978). Причиной смерти стал инсульт.
Кинематограф подарил нам артиста с фамилией
Моргунов. Еще будучи студентом ВГИКА он
дебютировал в фильме Александра Столпера "Дни
и ночи", но официальным дебютом почему-то
многие считают его роль Стаховича в фильме его
учителя Сергея Герасимова "Молодая
гвардия". Выпуск свежих молодых сил затмил
именами конец сороковых. Гурзо, Иванов, Тихонов,
Бондорчук, Шагалова, Мордюкова, Моргунов. Этот
фильм произвел сенсацию, москвичи свершали
паломничество в кинотеатры, а режиссер сразу
стал лауреатом всевозможных Сталинский премий.
После фильма тишина, забвение. Проходные эпизоды
в зачастую слабых фильмах - однодневках. И вот
вышел "Пес Барбос". Десятиминутная
короткометражка дала новую жизнь актеру. Он стал
до приторности популярен. Его стали узнавать на
улице, в магазинах (чем он часто пользовался) в
метро. Гайдай поставил его в один ряд с ведущими
актерами комедийного жанра. Тройка
Никулин-Вицин-Моргунов прорвалась сквозь
критиков и диалектиков, брюзжателей и скептиков
и вышла на широкий экран страны и мира, а в те годы
это было не просто. Что же касается соло - Евгения
Моргунова, то он хорошо показал себя в фильмах
"Три Толстяка", "Сказка о потерянном
времени", "Покровские ворота", "Ехали в
трамвае Ильф и Петров". Из последних "Бравые
парни", "Болотная - стрит", "Бабник -2"
и даже в российско-американской картине
"Имперские сокровища моего дедушки", где он
наряду с актерами голливудской школы сыграл
председателя колхоза, чем покорил не только
российских, но и американских зрителей. В 1962 году
он дебютировал и как режиссер, поставив картину
"Когда казаки плачут" - по ранним рассказам
Михаила Шолохова.
В последние годы Евгений Александрович много
болел, но продолжал активно работать как артист и
продюсер фильмов молодых режиссеров. Когда
близкие обращались к нему с просьбой пощадить
собственное здоровье, он только отмахивался:
"Дайте мне жить!". Никогда ни на что не
жаловался. И только когда за год до кончины погиб
его сын в автокатастрофе, он признался, что не на
что поставить памятник. |