Английский
прозаик. Его книги, особенно романы-притчи конца
50-x начала 60-х годов, стали крупнейшим явлением не
только в истории английской литературы, но и в
европейской словесности, о чем свидетельствует
присуждение писателю Нобелевской премии в 1983 и
титул рыцаря в 1988. "Повелитель мух",
отвергнутый по меньшей мере 15 издателями, был
впоследствии продан в количестве 2 млн.
экземпляров в течение 10 лет. Переведенный на
множество языков, он стал культовой книгой,
особенно в США, и остается обязательным
произведением во многих курсах английской
литературы. Экранизация, осуществленная Питером
Бруком в 1962, также имела большой успех.
Голдинг родился в Корнуэлле, Англия, вырос в
Уилтшире и получил образование в средней школе
Мальборо, где его отец был директором, учился в
Оксфорде (1932-35). Еще будучи студентом, опубликовал
свои "Поэмы" - тоненький сборник, о котором
он сам позже отзывался не лучшим образом. После
Оксфорда Голдинг работал несколько лет актером,
автором и режиссером в маленьких театриках, а в
1939 поступил преподавателем в Епископскую школу
Солсбери.
Во время войны с 1940 по 1945 г. служил морским
офицером на торпедном катере и инструктором по
подготовке морских кадетов. После войны вернулся
на пост учителя, который покинул в 1961, когда успех
пришел к его роману "Повелитель мух" -
пародии на классический идеалистический роман
Баллантайна "Коралловый остров", написанный
в 1858. Голдинг получил возможность полностью
отдаться творчеству. Романы Голдинга никогда не
были посвящены тривиальным или эфемерным темам.
Они затрагивали глобальные темы и тревоги: зло,
алчность, вина, первобытные инстинкты,
неизвестные силы. Его первыми детскими
воспоминаниями были страх перед темнотой,
который он ощутил в каменном погребе
родительского старинного дома в Мальборо.
Примечательной также была близость множества
доисторических мест, таких как Силбери Хилл и
Стоунхендж. Он считал археологов
исследователями подземной тьмы. Голдинг учил
работы античных греков во время Второй мировой
войны, исследование греческих мифов, Гомера и
трагедий оказало на него большое влияние.
Голдинг был потрясен тем злом, которое “люди
причиняют друг другу”. Его романы - глубокие и
довольно пессимистические размышления о природе
человека, о его противоречивой сущности,
сочетающей добро и зло. Человек и история,
человек и нравственность - постоянные константы
его романов, особенно романов-притч,
романов-парабол (“Повелитель мух” (Lord of the Flies,
1954); “Наследники” (Inheritors, 1955); “Воришка Мартин”,
1956; “Свободное падение”(Freefall, 1961); “Шпиль”(The Spire,
1964). Рассмотренные в них конкретные коллизии
обобщаются, мифологизируются до
всеохватно-универсального масштаба.
“Повелитель мух” снискал Голдингу мировую
известность и был переведен на все ведущие языки.
История цивилизации как бы прокручена в нем в
обратном направлении: английские подростки,
попавшие в результате катастрофы на необитаемый
остров, с поразительной быстротой утрачивают все
весьма поверхностно усвоенные ими навыки
цивилизованного образа жизни и отношения друг к
другу. Дикарство - глубоко запрятанная сущность
человека, зло изначально присутствует в его душе
и в экстраординарных обстоятельствах разум
оказывается перед ним бессилен - к такому
неутешительному выводу приходит писатель.
Дуализм рацио и некоего “визионерства”,
святости, помогающей проникнуть в сущность
вещей, - неизменная дихотомическая константа
романов-притч Голдинга. “Тьма мира”, “темнота
человеческого сердца” пристально исследуется
Голдингом в “Наследниках”, “Свободном
падении” и особенно в “Шпиле”, одном из самых
проникновенных его романов. Писатель приходит к
выводу, что движение цивилизации, ее достижения
(символизируемые в романе возведением шпиля над
собором) оплачены гибелью людей и усилением их
ненависти друг к другу. “Ничто не совершается
без греха” - с горечью убеждается священник
Джослин, герой романа, одержимый как будто святой
идеей - возведением шпиля. И однако надежда на
спасение от мрака и злобы всегда остается в
романах Голдинга. Она - в прославлении духа
творчества, добра, любви. Для поэтики писателя
характерно органичное сочетание конкретного,
фактурно-насыщенного плана, ярко выписанных
индивидуальных характеров с
иносказательно-обобщенным уровнем, вбирающем в
себя аллегорию, пародию, параболу, - черты
мифологической художественной структуры. Из
поэтики притчи несколько выпадают “Пирамида”
(1967) - триптих о нравах провинциальной Англии и
“Бог скорпион” (The Scorpion God, 1971), в котором, однако,
присутствуют так характерные для Голдинга
размышления о трагическом пути человечества,
чреватом масштабными конфликтами. Особняком
стоит и поздний роман “Бумажные людишки” (1984) - о
деформации личности как итоге предательства
своей творческой сущности. После двенадцати лет
молчания Голдинг вновь возвратился к
излюбленному жанру романа-притчи. “Зримый мрак”
(Darkness Visible)(1979), книга жестокая и суровая, вновь о
темноте души человека и мире, в котором он живет,
и лишь жертва “праведника”, убогого молчуна
Мэтти, спасающего ценой собственной жизни
ребенка из пламени пожара, на мгновение освещает
этот мрак светом бескорыстного
самопожертвования”. “Морская” трилогия (The Sea
Trilogy) “Ритуалы на море” (Rites of Passage, 1980) - Премия
Букера, “На ближней дистанции” (Close Quarters, 1987) и
“Пожар в трюме” ((Fire Down Below, 1989), внешне
представляющая собой цикл
псевдоприключенческих романов из эпохи
наполеоновских войн, принадлежит все к тому же
жанру притчи, гармонично сопрягающему
конкретный план с аллегорически-обобщенным,
позволяющим обратиться к проблемам, волнующим
писателя на протяжении всего творчества:
противоречивая природа человека и общества,
издержки развития цивилизации. Были
опубликованы также два сборника эссе - "Ворота
жары и другие редкие вещи" (The Hot Gates and Other occasional
Pieces, 1966) и "Движущаяся мишень" (A moving Target, 1982), а
также путевые очерки "Египетское
путешествие" (An Egyptian Journey, 1985).
|