Английский
романист, новеллист, эссеист. "Проверку
временем" в наибольшей степени выдержали
рассказы Честертона, составившие многочисленные
циклы о патере Брауне (1911-1935): "Неведение отца
Брауна", "Мудрость отца Брауна", "Тайна
отца Брауна", и др., а также сборник рассказов
"Человек, который знал слишком много" (1922),
главный герой которого, скептик и иронист Хорн
Фишер во многом является alter ego автора.
Детективные рассказы Честертона были оценены по
достоинству еще при его жизни - он был выбран
первым председателем "Клуба детективных
авторов". Но детектив Честертона необычен: во
многом следуя формальным достижениям Конан
Дойла (замысловатая интрига, крутые повороты
сюжета, обязательное раскрытие преступления в
конце), Честертон нередко отходит от подобного
канона. Более того, иной раз он словно нарочито
небрежен к интриге и вовсе не всегда в финале у
него побеждает добро ("крупная рыба может
оборвать леску и уйти", - говорит патер Браун).
Культ парадокса, пронизывающий все творчество
Честертона, доминирует и в его детективных
рассказах. Главный принцип их действия - и
читательского успеха, - тезис "люди не видят
чего-то, потому что они не ждут этого". Конфликт
между видимостью и сущностью - основная
смысловая конструкция детективных рассказов
Честертона. А их живая ткань пронизана духом
чудачества, эксцентричности, нелепицы,
причудливости, стихией смеха - все это точно
вызов тусклому миру обыденности. При этом
Честертон не против здравого смысла, но прежде
всего он - за утверждение христианских заповедей.
Патер Браун не приемлет гордыни, фальши, лжи, он
смиренен, но обладает чувством собственного
достоинства, он никого не осуждает - только само
зло. Все эти категории, утверждает Честертон,
парадоксально перемешаны - кроме добра. "Добро
- это добро, даже если ему никто не следует", -
говорит Честертон в эссе о Филдинге. Романы
Честертона - "Наполеон из Ноттинг-Хилла"(1904),
"Человек, который был Четвергом" (1908),
"Перелетный кабак" (1914), "Возвращение Дон
Кихота" (1926) - обладают общим свойством: это
фантастические истории, действие которых, как
правило, обращено в будущее, однако описывается
при этом Англия реставрированного феодализма,
средневековья, старая, добрая крестьянская
Англия: Честертон не выносил капиталистического
прогресса. Понимая, безусловно, неосуществимость
своих мечтаний, Честертон в конечном итоге все
обращал в шутку, и романы захлестывала стихия
гротеска, буффонады, игры, карнавализации
происходящего, превращая повествование в
романтическую притчу. |