ГИЛБЕРТ КИТ ЧЕСТЕРТОН - КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ГИЛБЕРТ КИТ ЧЕСТЕРТОН
29.05.1874 - 14.06.1936

Английский романист, новеллист, эссеист. "Проверку временем" в наибольшей степени выдержали рассказы Честертона, составившие многочисленные циклы о патере Брауне (1911-1935): "Неведение отца Брауна", "Мудрость отца Брауна", "Тайна отца Брауна", и др., а также сборник рассказов "Человек, который знал слишком много" (1922), главный герой которого, скептик и иронист Хорн Фишер во многом является alter ego автора. Детективные рассказы Честертона были оценены по достоинству еще при его жизни - он был выбран первым председателем "Клуба детективных авторов". Но детектив Честертона необычен: во многом следуя формальным достижениям Конан Дойла (замысловатая интрига, крутые повороты сюжета, обязательное раскрытие преступления в конце), Честертон нередко отходит от подобного канона. Более того, иной раз он словно нарочито небрежен к интриге и вовсе не всегда в финале у него побеждает добро ("крупная рыба может оборвать леску и уйти", - говорит патер Браун). Культ парадокса, пронизывающий все творчество Честертона, доминирует и в его детективных рассказах. Главный принцип их действия - и читательского успеха, - тезис "люди не видят чего-то, потому что они не ждут этого". Конфликт между видимостью и сущностью - основная смысловая конструкция детективных рассказов Честертона. А их живая ткань пронизана духом чудачества, эксцентричности, нелепицы, причудливости, стихией смеха - все это точно вызов тусклому миру обыденности. При этом Честертон не против здравого смысла, но прежде всего он - за утверждение христианских заповедей. Патер Браун не приемлет гордыни, фальши, лжи, он смиренен, но обладает чувством собственного достоинства, он никого не осуждает - только само зло. Все эти категории, утверждает Честертон, парадоксально перемешаны - кроме добра. "Добро - это добро, даже если ему никто не следует", - говорит Честертон в эссе о Филдинге. Романы Честертона - "Наполеон из Ноттинг-Хилла"(1904), "Человек, который был Четвергом" (1908), "Перелетный кабак" (1914), "Возвращение Дон Кихота" (1926) - обладают общим свойством: это фантастические истории, действие которых, как правило, обращено в будущее, однако описывается при этом Англия реставрированного феодализма, средневековья, старая, добрая крестьянская Англия: Честертон не выносил капиталистического прогресса. Понимая, безусловно, неосуществимость своих мечтаний, Честертон в конечном итоге все обращал в шутку, и романы захлестывала стихия гротеска, буффонады, игры, карнавализации происходящего, превращая повествование в романтическую притчу.

Copyright  for ever.   My Hand Inc. ® Fun.   All rights reserved.

Hosted by uCoz