Американская
балерина, одна из основоположниц танца модерн.
Мать Айседоры (до 1894 она носила имя Анджела),
учительница музыки, сумела вырастить и воспитать
четверых детей на свои скромные заработки. Уже в
юные годы девочка отвергала строгие каноны
классического балета, стремясь в танце к
естественности. Ее первые выступления в Америке
не принесли ей успеха, и в 21 год она покинула США,
отплыв в Англию на судне для перевозки скота.
Большего не позволяли ее скудные сбережения.
В Лондоне над ней взяла шефство знаменитая
актриса Кемпбелл, которая приглашала балерину с
выступлениями на частные приемы. К этому времени
уже сформировался танец Дункан, взявшей за
основу образцы древнегреческой пластики,
которую она изучала в залах искусства Древней
Греции в Британском музее. Балерина сменила
традиционый балетный костюм -пачку - на тунику, на
сцене выступала босиком, отказалась от языка
условных жестов. Новаторство Дункан вызвало
восхищение любителей танца, и вскоре ее
встречали переполненные театры и концертные
залы по всей Европе. Во время первого посещения
России в 1905 она привлекла внимание Сергея
Дягилева.
Личная жизнь балерины также была постоянной
темой газетных заголовков. Как и в искусстве, она
постоянно нарушала укоренившиеся в сознании
людей табу. Она родила двоих детей, не вступая в
брак ни с одним из отцов. В 1913 в Париже случилась
трагедия, потрясшая балерину. Автомобиль, в
котором находились ее дети и сопровождавшая их
няня, упал в Сену, и все трое утонули.
1920 ознаменовал новый этап в жизни балерины: она
была приглашена в Советскую Россию для
организации собственной балетной школы. Одной из
первых среди артисток Запада она приветствовала
молодое революционное государство, и это решение
вполне соответствовало ее натуре. Знакомство с
поэтом Сергеем Есененым, который был моложе ее на
17 лет, завершилось их бракосочетанием в 1922.
Дункан решила провести турне по США и поехала
туда вместе с поэтом. Но время было выбрано
неудачно: Америка была напугана "красной
угрозой" - и их встретили как большевистских
агентов. Обструкция, устроенная в Бостоне, когда
она представила Есенина публике во время одного
из выступлений, заставила ее покинуть родину со
словами: "Прощай, Америка! Я больше никогда не
увижу тебя". Несчастливым оказалось и
пребывание в Европе. Есенин покинул ее, вернулся
в СССР и вскоре покончил с собой. А через два года
трагически погибла и Айседора, когда во время
поездки на автомобиле накинутый на шею длинный
шарф попал под колесо машины и задушил артистку. |