Русский
театральный деятель, критик, беллетрист,
теоретик актерской техники и ритмической
гимнастики, князь, внук декабриста Сергея
Волконского. В юности участвовал в любительских
спектаклях, влюбился в сцену и, бросив
государственную карьеру (комиссар от
министерства народного просвещения, камергер)
посвятил себя театру. Служил директором
императорских театров (ушел в отставку после
конфликта с Матильдой Кшесинской) и всемерно
стремился к повышению уровня театрального
репертуара. Особое внимание князь уделял балету,
поддерживал новаторские устремления Михаила
Фокина. В своих печатных трудах выступал против
дилетантизма в актерской игре, требуя от актеров
точного и сознательного управления своей речью и
пластикой. Его книги "Выразительное слово" и
"Выразительный человек" высоко ценил
Константин Станиславский. После большевистского
переворота отказался от эмиграции и преподавал
искусство сценической речи во МХАТе и Оперной
студии Большого театра. Но угодив в ленинский
список "деятелей культуры, подлежащих
высылке", предпочел уехать самостоятельно, без
конвоя. В декабре 1921 ему удалось перебраться в
Париж, где он стал театральным обозревателем
газеты "Последние новости". Князь не принял
новаций Всеволода Мейерхольда, сухо относился к
поискам Михаила Чехова и Евгения Вахтангова.
Александр Бенуа называл его "Фанатичным
жрецом Искусства". |