Римский
драматург - комедиограф, родом из Северной
Африки, возможно, бербер. В Риме появился как раб,
но был освобожден и находился под
покровительством Сципиона
Эмилиана и других членов его кружка.
Недоброжелатели Теренция обвиняли его в
плагиате. Результат литературной деятельности
Теренция - шесть комедий "Девушка с Андроса",
"Свекровь", "Самоистязатель",
"Евнух", "Формион" и "Братья". Они
мастерски развивали жанр новой греческой (так
называемой новоаттической) комедии, были
написаны ясным и элегантным латинским языком и -
в отличие от Плавта - без
каких-либо уступок вульгарному вкусу. Оценка
современников, за исключением некоторых
знатоков, была более чем сдержанной. По существу
же, произведения Теренция были тем, что мы
называем салонной комедией и требовали
утонченной аудитории. Авторские прологи к пьесам
представляют большой интерес не только тем, что
они раскрывали и оправдывали его метод (например,
контаминация, т.е. объединение двух произведений
в одно), но и тем, что они являются ранним опытом
литературной полемики внутри произведения.
Манускрипты Теренция бережно сохранялись и
копировались вместе с рисунками, а латинским
языком драматурга восхищались Св. Августин и Св.
Иероним. В 10 в. саксонская монахиня Гросвита (ок.
935 - 973) пробовала писать на религиозные темы в
манере Теренция, чтобы добиться более пригодного
для верующих звучания текста. Его широко ставили
на сцене и читали как в оригинале, так и в
переводе в эпоху Ренессанса и позднее, в 18 в., а
также использовали в школах как учебник чистого
латинского языка. Мольер считал себя духовным
наследником Теренция, и в самом деле - "Плутни
Скапена" сильно напоминают "Формион". |