Английский
драматург, поэт, критик, виднейший представитель
эпохи классицизма. В годы английской буржуазной
революции воспевал Кромвеля ("Поэма на смерть
его высочества Оливера, лорда-протектора Англии,
Шотландии и Ирландии", 1659) , в период
Реставрации прославлял монархию ("На
возвращение короля", 1660; "На коронацию его
величества", 1661), особенно известна его
политическая сатира "Авессалом и Ахитофель"
(1681), в которой, под прикрытием библейских
аллегорий, Драйден сводит счеты с политическими
противниками. При дворе Стюартов он становится
придворным историографом, поэтом-лауреатом. Ко
второй буржуазной революции 1689 г. Драйден
отнесся отрицательно. Драйден написал 27 пьес. Его
комедии ("Тайная любовь, или
Королева-девственница", 1668; "Торжествующая
любовь", 1694) носили в основном подражательный
характер, за образец Драйден брал мольеровские
пьесы. Прославил Драйдена созданный им жанр
героической пьесы, эстетические принципы
которой он сформулировал в "Опыте о
драматической поэзии" (1668) и в "Опытах о
героических пьесах" (1672). Их суть - попытка
сочетания правил классицизма с традициями
драматургии Возрождения. Наиболее известные
пьесы Дж.Драйдена - "Испанский император"
(1667), "Завоевание Гранады" (1672), "Дон
Себастиан" (1695), "Все за любовь" (1678).
Последняя пьеса - переложение шекспировской
трагедии "Антоний и Клеопатра" - характерный
для Драйдена пример вариаций на тему тщеты
человеческих стремлений. Героические пьесы
драматурга написаны белым елизаветинским
стихом, обретшим под его пером гибкость и
выразительность, совершенство формы. Потомки
оценили оду Драйдена "Пиршество Александра,
или Могущество музыки"" (1697): Гендель положил
ее на музыку; В.А.Жуковский перевел на русский
язык. |