Ирландский
писатель. Прозаик и драматург. Писал на
английском и французском языках. Родился в
Дублине, закончил Тринити-колледж. В конце 1920-х -
начале 1930-х гг. работал литературным секретарем
Дж. Джойса, оказавшего на всю его дальнейшую
судьбу (в первую очередь - писательскую) огромное
влияние. Беккет начинал как прозаик, автор
сборника рассказов "Больше замахов, чем
ударов" (1934) и романа "Мэрфи" (1938), в котором
молодой Дилан Томас провидчески угадал
"исследование сложного и странно трагического
характера, который не может примирить
нереальность видимого мира с реальностью
невидимого". Во время второй мировой войны
Беккет, в 1938 году переехавший во Францию,
вступает в Сопротивление: подчеркнуто далекий от
политики, он тем не менее не мог остаться в
стороне, наблюдая чудовищное насилие,
творившееся как над отдельными людьми, так и над
целыми народами. Мировое признание принесла
Беккету постановка его первой пьесы "В
ожидании Годо" (1952) - на сегодняшний день
классики не только "театра абсурда", но и
мирового театра второй половины ХХ столетия. В
этой пьесе, после появления которой имя Беккета
было на многие годы подвергнуто в нашей стране
остракизму, в действительности оказалось
гениально и абсолютно адекватно зафиксированным
смятенное сознание "маленького человека",
живущего в послевоенной Европе, когда цена
человеческой жизни начала казаться ничтожно
малой, а ее смысл - навсегда утраченным. За
внешним алогизмом, бессвязностью диалога героев
пьесы прочитывается глубоко трагическое
ощущение реальности, сопоставимое с
произведениями писателей "потерянного
поколения", пережившими первую мировую войну,
с романами и новеллами Ф. Кафки. Высокую
репутацию Беккета-драматурга, создателя
принципиально новой театральной стилистики,
нового сценического языка, подтвердили его
следующие пьесы: "Эндшпиль" (1957),
"Последняя лента Крэппа" (1957), "Счастливые
дни" (1961) и др. Знакомство русского зрителя с
драматургией Беккета стало возможно лишь в
последние годы - и в наиболее удачных спектаклях
открылся странный, необычный, но неизменно
притягательный писатель, мир и герои которого,
при всей их зашифрованности и внешней
абстрактности, на удивление близки и понятны. В
1969 Сэмюэлю Беккету была присуждена Нобелевская
премия. |