Английский
изобретатель. Именно он первым создал паровую
машину повышенного давления и построил первый
паровоз. Свою первую паровую повозку Тревитик
продемонстрировал еще в конце 1801. В 1803 он проехал
по улицам Лондона на большой безрельсовой
паровой повозке и в том же году, работая
инженером горнометаллической компании в Южном
Уэльсе, создал первый паровоз с котлом
повышенного давления. В феврале следующего года
он выиграл пари у хозяина компании, когда его
творение провезло 70 человек и 10 тонн груза по
10-мильному рельсовому пути. Еще один локомотив он
построил на следующий года, а в 1808 его новый
паровоз с гладкими ведущими колесами и
кокетливым названием "Поймай меня, кто
может!" ездил по кольцевой трассе, проложенной
на Юстон Роуд в Лондоне. Этот паровоз развивал
скорость до 30 км/час. Изобретатель был вынужден
отказаться от дальнейшей разработки своих
проектов, так как чугунные рельсы не выдерживали
веса его пятитонной машины и ломались.
Обладавший вспыльчивым характером, изобретатель
часто поступал импульсивно, но у него абсолютно
отсутстввовала деловая хватка. Доверившись
ненадежному партнеру, Третивик разорился и в 1816
уплыл в Южную Америку, где заказали девять его
машин для перуанских шахт по добыче серебра. Но
мечты о процветании не сбылись, и после множества
приключений, связанных с участием в борьбе
латиноамериканских республик против испанской
монархии, он вернулся на родину в 1827 без гроша в
кармане. За это время другие инженеры (вспомните
Джорджа Стефенсона) сумели извлечь выгоду из его
изобретений и стали знамениты на весь мир. А
человек, первым проложивший (в буквальном смысле
этого слова) новый путь, умер в нищете и был
похоронен в безымянной могиле. |