Американский
прозаик, один из представителей литературы
"черного юмора", направления, сложившегося в
американской словесности к концу 60-х - началу 70-х
годов (Дж.Р. Донливи, Дж. Барт, Т. Пинчон, Дж. Хоукс).
Его основной художественный принцип - гротескное
изображение действительности, проявления
которой осмысляются как абсурдные,
бессмысленные. Прозу Бартельма этого периода (сб.
рассказов "Возвращайтесь, доктор Калигари",
1967; "Печаль", 1972; "Преступные
наслаждения", 1974; роман "Белоснежка", 1967)
характеризует язвительное высмеивание моделей
стандартизированного мышления американского
"среднего класса", для чего писатель
использует сюрреалистически интерпретированную
"готику", бурлеск, элементы научной
фантастики - как способ обобщения жизненного
абсурда, перенести который можно, лишь
иронически снижая "больные" проблемы.
Постепенно подспудный трагизм, питавший
эксцентрическую сатиру Бартельма, все больше
превращается в тотальный негативизм,
многоликость жизни укладывается в
пародийно-сниженный фарс, действительность
предстает как неодолимый хаос, заряженный
энергией саморазрушения и влекомый к гибели.
Персонажи полностью утрачивают
индивидуальность, превращаясь в условные маски
или автоматизированные существа. Фактически
"черный юмор" замещается постмодернистским
видением мира - бесстрастной регистрацией
бессмысленного жизненного потока (сборники
рассказов "Великие дни", 1979; "Путь в ночи
ко многим дальним городам", 1983; романы
"Мертвый отец", 1975; "Рай", 1986). |