Российский
композитор, один из основоположников русской
классической музыки. Последователь М.И.Глинки.
Главное произведение - опера "Русалка" (1855,
по драматической поэме А.С.Пушкина) знаменовала
рождение нового жанра русской оперы -
народно-бытовой психологической драмы.
Творчество Даргомыжского отразило критические
социальные тенденции (песни "Старый капрал",
"Титулярный советник" и др.). Разработал
метод так называемого интонационального
реализма (воспроизведение интонаций речи
посредством мелодизированного речитатива в
опере "Каменный гость", на неизмененный
текст "маленькой трагедии" А.С.Пушкина;
завершена Ц.А.Кюи и Н.А.Римским-Корсаковым, 1872).
Оказал значительное влияние на музыку
композиторов "Могучей кучки",
П.И.Чайковского. Опера "Эсмеральда" (1841),
опера-баллада "Торжество Вакха" (1848),
сочинения для оркестра (в т.ч. "Баба-яга", 1862,
"Чухонская фантазия", 1867), для фортепиано,
романсы ("Я вас любил", "Ночной зефир",
"Девицы-красавицы" и т.д.). "Великий
учитель музыкальной правды" (Мусоргский). |