Роза
- один из наиболее распространенных
мифопоэтических образов. В пределах
многообразного и емкого "цветочного" мира
роза занимает ведущее место. Так, Брахма,
споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение
сначала лотосу, но увидев розу, показанную ему
Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней
первенство Вишну. В древности с образом розы
связывали радость, позже - тайну, тишину и любовь.
Последнее значение стало наиболее устойчивым
элементом символа розы. Вместе с тем в Греции,
Риме и Китае и позже в ряде германоязычных стран
роза стала цветком, связанным с похоронами, со
смертью. Нередко ее превращали в цветок
загробного царства. С другой стороны, розы на
могилах мучеников напоминают идею Воскресения.
Более полный набор символических значений розы
включает: красоту, совершенство, изящество,
радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу,
пышность, блаженство, аромат, пламенность,
гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну,
таинство, тишину. Роза может выступать как символ
солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем
Риме роза связана прежде всего с Венерой: по ряду
версий она произошла от слез Венеры), женщины
(преимущественно, красавицы: не случайно большое
разнообразие "розовых" имен - Роза, Розина,
Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда,
Розабланка и т.п.). У арабов роза, напротив,
мужской символ; в еврейской каббале роза - образ
единства. Роза символизирует число пять, и эта ее
особенность отражена в католическом обиходе, где
четки и особая молитва по ним называются
"Розарий", причем "Розарий" соотносится
с размышлением о трех "пятерицах" - пяти
"радостных", пяти "скорбных" и пяти
"славных" таинствах жизни Девы Марии,
которая и сама почитается как роза или имеет розу
своим атрибутом. Роза в католичестве является
также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия,
святых Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др.,
часто символизируя церковь вообще. В
христианстве роза обретает особую символическую
емкость: милосердие, милость, всепрощение,
божественная любовь, мученичество, победа. В
средневековом христианском искусстве роза
символизировала небесное блаженство (постепенно
вытесняя лилию в передаче этого смысла). Свое
символическое значение получают и части розы: ее
зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью,
сам цветок - со славой. Вершиной поэтического и
религиозного осмысления этого образа можно
считать розу как мистический символ,
объединяющий все души праведных в финале
"Божественной комедии" Данте. В высшем плане
неба (Рай) поэт видит огромную пламенеющую розу,
лепестки которой - души праведных, а высший из них
- Богоматерь. |