5
апреля (23 марта) - Святой священномученик Никон в
язычестве был воином; после крещения принял
монашество, подвизался в пустыне, потом был
посвящен в епископы, обратил ко Христу воинов,
своих бывших товарищей. Скончался мученически в
250 г. Вместе с ним пострадали за Христа и сто
девяносто девять его учеников.
24 (11) декабря - Преподобный Никон Печерский-Сухий,
монах Киево-Печерского монастыря, был взят
отсюда половцами в плен, где перенес много
истязаний; из плена чудесно был возвращен в
монастырь, где после подвигов скончался около 1001
г. От мучений в плену и подвигов монастырских он
был весьма худ телом, почему и называется Сухим. |
Никон
(1605-1681 гг.) - шестой патриарх Московский и всея
Руси. Родился в семье крестьянина (в миру его
звали Никитою) в селе Вельдеманово Княгининского
уезда Нижегородской губернии; тайком ушел в
Макарьев-Желтоводский монастырь, где усердно
изучал книжную премудрость. Отец с трудом улучил
его из монастыря. После его смерти Никита
женился, принял священство и получил приход в
Москве. Смерть всех трех малолетних детей
потрясла его и была принята за указание свыше. Он
уговорил жену свою постричься, а сам ушел на
Белое море, где принял монашество под именем
Никон. Однако смирение было не его уделом! Став
игуменом Кожеозерского монастыря, Никон
отправился в Москву и согласно обычаю явился на
поклон к молодому царю Алексею Михайловичу. Царь
очень сблизился с Никоном, посвятил его в
архимандриты Новоспасского монастыря, где была
родовая усыпальница Романовых, и поручил ему
принимать просьбы от всех искавших царского
милосердия и управы на неправду судей. Никон
занял исключительное положение в Москве и
приобрел всеобщую любовь. Были, впрочем, у него и
неприятели, которым пришлось не по нраву, что
Никон стал говорить проповеди - это было
новостью! - выступил против
"раздельнонаречного" пения, уродливо
растягивавшего слова и т.д. Сделавшись
митрополитом Новгородским, Никон приобрел еще
большее влияние на царя, который в своих письмах
называл его "солнцем сияющим" и т.п., а потому
после смерти патриарха Иосифа Никон согласно
царскому пожеланию избран был в патриархи (1652 г.).
Никон стал отказываться, тогда царь, окруженный
боярами и народом, в Успенском соборе поклонился
Никону в ноги и со слезами умолял его принять
патриарший сан, на что Никон согласился при
условии, что все будут почитать его как
архипастыря и отца верховнейшего и дадут ему
устроить церковь. Шестилетнее управление Никона
русской церковью ознаменовалось возникновением
раскола, непосредственной причиною которого
считается предпринятое Никоном исправление
церковных книг. В глазах раскола один только
Никон был виновником нарушения древнего
благочестия, потому последователи
господствующей церкви стали именоваться
"никонианами". Убежденный в православии
греков, Никон испытал наиболее сильное влияние
со стороны пришлых в Москву греческих иерархов.
Он перенес в Россию греческие амвоны, греческий
архиерейский посох, греческие клобуки и мантии,
греческие церковные напевы, строил монастыри по
образцу греческих - словом, всюду выдвигал
греческий авторитет, отдавая ему преимущество
перед вековою русской стариною. С Никоном
особенно яростно спорили епископ Коломенский
Павел и несколько архимандритов и протопопов, в
их числе - Аввакум Петрович. На соборе 1656 г. были
преданы проклятию все придерживающиеся
двуперстного сложения. Павел Коломенский был
лишен сана, епископы и протопопы Неронов,
Аввакум, Логин Данило и др. подверглись ссылке
или заточению. Отныне в обширной патриаршей
области Никон явился полновластным
распорядителем. В административных делах он был
строг и неутолим. Число запрещенных попов при
Никоне было настолько велико, что местами некому
было совершать требы. Своим высокомерием,
властолюбием, беспрестанным вмешательством в
мирские дела он вооружил против себя и бояр.
Образа фряжского (латинского) письма он
подвергал публичному осмеянию; польские костюмы
у одних прямо отбирал, у других выманивал
хитростью и сжигал. Была у Никона сильная опора в
лице царя, но скоро он лишился ее. Даже в пору
своих наилучших отношений с царем Никон неохотно
уступал его желаниям, если они противоречили его
взглядам. Неудовольствие царя усердно раздували
ненавидевшие Никона бояре. В 1658 г., придравшись к
пустяковому поводу, Никон торжественно заявил,
что слагает с себя патриаршую власть, ожидая, что
царь, как всегда, первый пойдет на мировую; этого
не случилось: Алексей Михайлович не смог забыть,
что Никон отказался отлучить от церкви двух
предателей, изменивших царю во время польского
похода. Ситуация складывалась непростая. Никон
уже раскаивался в содеянном, но слишком много
недоброжелателей он себе нажил. Никон удалился
сначала в Воскресенский монастырь, однако в 1666 г.
над ним был произведен суд, и его сослали в
Белозерский Ферапонтов монастырь. По смерти
Алексея Михайловича против Никона выступили все
силы, враждебно к нему относившиеся; он был
переведен в более тяжкое заточение. Царь Федор
Алексеевич, уступая просьбам своего воспитателя
Симеона Полоцкого, решил улучшить его положение,
приказал вновь перевести в Воскресенский
монастырь и просил вселенских патриархов
простить его. Разрешительная грамота патриархов
уже не застала Никона в живых: он скончался по
пути в Ярославль и был погребен в Воскресенском
монастыре как патриарх. |