ИМЕНА   МУЖСКИЕ

НИКОН

Значение, происхождение

Никон - победитель (греч.).

Именины, покровители

5 апреля (23 марта) - Святой священномученик Никон в язычестве был воином; после крещения принял монашество, подвизался в пустыне, потом был посвящен в епископы, обратил ко Христу воинов, своих бывших товарищей. Скончался мученически в 250 г. Вместе с ним пострадали за Христа и сто девяносто девять его учеников.
24 (11) декабря - Преподобный Никон Печерский-Сухий, монах Киево-Печерского монастыря, был взят отсюда половцами в плен, где перенес много истязаний; из плена чудесно был возвращен в монастырь, где после подвигов скончался около 1001 г. От мучений в плену и подвигов монастырских он был весьма худ телом, почему и называется Сухим.

Суеверия, приметы, обычаи

Если 5 апреля, на Никона, мороз - урожай на грузди. Гроза на Никона - к теплому лету, к урожаю орехов.

Имя и характер

Никон - спокойный и скромный человек, хотя при этом себялюбив и расчетлив. Он чувствителен, эмоционален, но как-то умудряется прослеживать каждый свой шаг. Любит спорить и стремится какой угодно ценой доказать свою правоту. Гостеприимен, очень любит детей.

Имя в истории и литературе

Никон (1605-1681 гг.) - шестой патриарх Московский и всея Руси. Родился в семье крестьянина (в миру его звали Никитою) в селе Вельдеманово Княгининского уезда Нижегородской губернии; тайком ушел в Макарьев-Желтоводский монастырь, где усердно изучал книжную премудрость. Отец с трудом улучил его из монастыря. После его смерти Никита женился, принял священство и получил приход в Москве. Смерть всех трех малолетних детей потрясла его и была принята за указание свыше. Он уговорил жену свою постричься, а сам ушел на Белое море, где принял монашество под именем Никон. Однако смирение было не его уделом! Став игуменом Кожеозерского монастыря, Никон отправился в Москву и согласно обычаю явился на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу. Царь очень сблизился с Никоном, посвятил его в архимандриты Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых, и поручил ему принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Были, впрочем, у него и неприятели, которым пришлось не по нраву, что Никон стал говорить проповеди - это было новостью! - выступил против "раздельнонаречного" пения, уродливо растягивавшего слова и т.д. Сделавшись митрополитом Новгородским, Никон приобрел еще большее влияние на царя, который в своих письмах называл его "солнцем сияющим" и т.п., а потому после смерти патриарха Иосифа Никон согласно царскому пожеланию избран был в патриархи (1652 г.). Никон стал отказываться, тогда царь, окруженный боярами и народом, в Успенском соборе поклонился Никону в ноги и со слезами умолял его принять патриарший сан, на что Никон согласился при условии, что все будут почитать его как архипастыря и отца верховнейшего и дадут ему устроить церковь. Шестилетнее управление Никона русской церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиною которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг. В глазах раскола один только Никон был виновником нарушения древнего благочестия, потому последователи господствующей церкви стали именоваться "никонианами". Убежденный в православии греков, Никон испытал наиболее сильное влияние со стороны пришлых в Москву греческих иерархов. Он перенес в Россию греческие амвоны, греческий архиерейский посох, греческие клобуки и мантии, греческие церковные напевы, строил монастыри по образцу греческих - словом, всюду выдвигал греческий авторитет, отдавая ему преимущество перед вековою русской стариною. С Никоном особенно яростно спорили епископ Коломенский Павел и несколько архимандритов и протопопов, в их числе - Аввакум Петрович. На соборе 1656 г. были преданы проклятию все придерживающиеся двуперстного сложения. Павел Коломенский был лишен сана, епископы и протопопы Неронов, Аввакум, Логин Данило и др. подверглись ссылке или заточению. Отныне в обширной патриаршей области Никон явился полновластным распорядителем. В административных делах он был строг и неутолим. Число запрещенных попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Своим высокомерием, властолюбием, беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Образа фряжского (латинского) письма он подвергал публичному осмеянию; польские костюмы у одних прямо отбирал, у других выманивал хитростью и сжигал. Была у Никона сильная опора в лице царя, но скоро он лишился ее. Даже в пору своих наилучших отношений с царем Никон неохотно уступал его желаниям, если они противоречили его взглядам. Неудовольствие царя усердно раздували ненавидевшие Никона бояре. В 1658 г., придравшись к пустяковому поводу, Никон торжественно заявил, что слагает с себя патриаршую власть, ожидая, что царь, как всегда, первый пойдет на мировую; этого не случилось: Алексей Михайлович не смог забыть, что Никон отказался отлучить от церкви двух предателей, изменивших царю во время польского похода. Ситуация складывалась непростая. Никон уже раскаивался в содеянном, но слишком много недоброжелателей он себе нажил. Никон удалился сначала в Воскресенский монастырь, однако в 1666 г. над ним был произведен суд, и его сослали в Белозерский Ферапонтов монастырь. По смерти Алексея Михайловича против Никона выступили все силы, враждебно к нему относившиеся; он был переведен в более тяжкое заточение. Царь Федор Алексеевич, уступая просьбам своего воспитателя Симеона Полоцкого, решил улучшить его положение, приказал вновь перевести в Воскресенский монастырь и просил вселенских патриархов простить его. Разрешительная грамота патриархов уже не застала Никона в живых: он скончался по пути в Ярославль и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

Зодиак имени:

Овен

Планета:

Солнце

Цвет имени:

ярко-красный

Дерево:

рябина

Растение:

ветреница

Покровитель:

ягненок

Камень-талисман:

мужской рубин

Copyright  for ever.   My Hand Inc. ® Fun.   All rights reserved.

Hosted by uCoz