Натуру
Добрыни определяет счастливое, на редкость
пропорциональное сочетание воображения,
практицизма, независимости, оптимизма и юмора.
Добрыня и правда добр, человеколюбив - и его
любят; у него много друзей. Он ненавидит
лицемерие, его речь пряма, без уловок и
околичностей, но он легко раним и весьма
чувствителен. Для Добрыни очень важно
общественное одобрение; он искренний, правдивый;
во всех делах им движет чувство справедливости и
неиссякаемая любовь к жизни. Добрыня любит
трудиться, но и получить удовольствие не
откажется. Он приятный собеседник, которому
вредит только излишняя прямолинейность. |
Имя
это очень редкое и, к сожалению, почти забытое.
Кроме богатыря-змееборца Добрыни Никитича из
цикла киевских былин, следует вспомнить реальное
историческое лицо, послужившее прообразом сего
богатыря святорусского. Это Добрыня - воевода
Владимира I Святого, брат матери его Малуши.
Характер этого прообраза не столь прост и
благостен, как у былинного персонажа. Когда в 970 г.
великий князь Святослав разделил Киевскую Русь
между двумя старшими сыновьями, новгородские
послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе
Владимира, который и поехал в Новгород с дядею
своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с
намерением вырвать власть из рук старшего брата,
Владимир руководим был Добрыней, который хотел
отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду,
дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать
ее за Владимира. Ответ Рогнеды: "Не хочу я за
робичича (то есть за сына рабыни)", - сильно
оскорбил Добрыню, сестру которого назвали
рабыней, и после победы, одержанной над
Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал
племяннику "быть с нею (Рогнедою) перед отцом
ее и матерью". Сделавшись единовластителем,
Владимир вручил управление Новгородом Добрыне,
который, по выбору племянника, поставил там, на
берегу Волхова, истукан Перуна. Отсюда в 985 г. он
ходил на богатую Волжскую Булгарию. Мир с
булгарами заключен был по совету Добрыни,
который говорил, что такой богатый народ, носящий
сапоги, не будет платить дань, и советовал
поискать лучше лапотников. Что касается участия
Добрыни в крещении новгородцев, то сведения в
летописях о том неопределенны и сбивчивы, однако
из них и пошла старинная новгородская поговорка:
"Путята крестил мечом, а Добрыня огнем". |