|
|
Значение,
происхождение |
София
- мудрая (греч.). Сокр. - Соня, Софа. |
Именины,
покровители |
4
июня (22 мая) - Святая мученица София-врачебница
скончалась от меча.
30(17) сентября - Святая мученица София умерла от
скорби на могиле своих дочерей, святых мучениц
Веры, Надежды и Любови, на третий день после их
казни за веру Христову. |
Суеверия,
приметы, обычаи |
В
этот день, на Софию, Веру, Надежду и Любовь, -
всесветные бабьи именины. Женщины норовят
устроить свои маленькие праздники - посиделки,
междусобойчики. |
Имя
и характер |
София
одновременно и активна, и флегматична, однако не
любит ничего, что длится долго. Способна за
несколько минут разрешить любую проблему. Хочет
все изведать в жизни, не любит оставаться в тени.
Бывает очень откровенна, однако и чужую исповедь
внимательно выслушает, даст хороший совет. Любит
окружать себя веселой компанией приятелей,
неудачи не могут выбить ее из колеи, а если даже и
так, София никогда этого не покажет, потому что
любит быть на высоте. Она умна и более доверяет
своим аналитическим способностям, чем интуиции.
Очень нуждается в любви, и прежде всего в
постоянных любовных признаниях. Очень
гостеприимна, предана семье, помешана на своей
любви к детям и мужу. |
Имя
в истории и литературе |
София
Палеолог - вторая супруга великого князя Иоанна
III, сыгравшая немалую роль в истории Московского
государства. Дочь Фомы, родного брата последнего
византийского императора Константина. После
падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по
смерти своей он оставил двоих сыновей и дочь Зою
(Зинаиду - по Софийскому временнику),
впоследствии, в России, получившую имя Софии.
Папа Павел II задумал избрать Софию орудием своих
замыслов - восстановить флорентийское
соединение церквей, что фактически означало
вовлечение православной России в католичество.
Через грека, кардинала Виссариона, он начал
сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Виссарион
отправил в Москву грека Юрия с предложением
великому князю руки Софии Палеолог. Папа льстил
себя надеждой, что девушка склонит супруга к
принятию обрядов римско-католической церкви, в
которых она была воспитана у апостольского
престола. Иоанну III пришлось по душе предложение
породниться с Палеологами, и он в следующем же
месяце отправил в Рим своего посла, итальянца
Карла Фрязина, который повел дело очень удачно:
он произвел на всех хорошее впечатление и
усердно, вдали от Москвы и русских, исполнял в
Риме все обряды католической церкви, скрыв, что
сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г.
София Палеолог выехала из Рима в Россию, а 1
октября гонец прискакал в Псков с приказом -
готовиться к встрече будущей государыни. Встреча
псковитянами и новгородцами была устроена
торжественная, но София Палеолог, не
задерживаясь, спешила в Москву. Ее сопровождал
папский легат Антоний, и к удивлению русских
везде, где останавливалась София, кардинал этот
облачался в странное красное платье и перчатки,
которых не снимал даже для благословения - перед
ним же постоянно несли "крыж" - латинский
крест. Митрополит Филипп воспротивился этому,
говоря, что "неприлично нам и слышать об этом,
не только что видеть", и легат Антоний должен
был въехать в Москву без "крыжа" впереди. 12
ноября 1472 г. София Палеолог прибыла в Москву, и в
тот же день состоялось венчание ее с Иоанном.
Кардинал приступил к исполнению возложенной на
него миссии, но вести с ним споры митрополит
возложил на книжника Никиту, до того
устрашившего Антония своим красноречием, что тот
быстро прекратил диспут, сказав: "Нету книг со
мною!" Таким образом рушились надежды папы и
Виссариона, возложенные на брак Софии Палеолог.
Брак этот имел важное влияние на форму
Московского государства и на всю внешнюю
обстановку власти. Он ускорил процесс
"собирания Руси", внеся в Москву традиции
империи. Изменились отношения великого князя к
князьям других вотчин, изменилось его отношение
и к дружине. Во всем этом сказывалось влияние
Софии Палеолог. Опальный боярин Берсен говорит:
"Государь наш запершись сам третей у кровати
всякие дела делает". Дружина отошла на задний
план, великий князь думал свою думу с кем хотел.
Путешественник Герберштейн о Софии Палеолог
писал: "Это была женщина хитрая, по ее внушению
князь сделал многое". Летописец утверждает,
что под ее влиянием Иоанн покончил с Ордой. Но тот
же Берсен говорил Максиму Греку (в княжение
Василия): "Как пришла сюда мать великого князя
великая княгиня София с вашими греками, так наша
земля и замешалась и пришли нестроения великие
как у вас в Цареграде при ваших царях". Он
разумел здесь вражду партий при дворе, дело
Патрикеевых и Ряполовских, перемену в выборе
наследника. София содействовала тому, что Иоанн
окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и
принял герб византийской империи - двуглавого
орла. Из Западной Европы были вызваны художники и
зодчие для украшения дворца и столицы.
Воздвигались новые храмы, новые дворцы.
Итальянец Альберти (Аристотель) Фиоравенти
построил соборы Успенский и Благовещенский.
Москва украсилась Грановитой палатой, башнями
кремлевскими, дворцом Тюремным, был выстроен,
наконец, и Архангельский собор. Великокняжеская
столица готовилась сделаться столицей царской;
значительную долю участия в том нужно приписать
племяннице последнего византийского императора.
Скончалась она за два года до смерти мужа - 7
апреля 1503 г. |
|
|
Зодиак
имени: |
Весы |
Планета: |
Сатурн |
Цвет
имени: |
темно-голубой |
Дерево: |
липа |
Растение: |
любисток |
Покровитель: |
богомол |
Камень-талисман:
|
лазурит |
|