Васса
производит впечатление холодной и независимой -
этакий тип деловой, отстраненной от слабостей
женщины, для которой даже изысканная внешность -
всего лишь средство, но не цель. Однако это, как во
многих женских именах, всего лишь вывеска: Васса
довольно легкомысленна, романтична,
чувствительна и чувственна; как правило, ужасная
сладкоежка. Она интуитивистка и умеет скрывать
свои слабости, когда это нужно и выгодно. Эту
женщину очень трудно понять и почти невозможно
покорить. |
Пьеса
"Васса Железнова" (1936г.) - одно из
интереснейших драматургических произведений
Максима Горького. В ней он продолжает те традиции
русской литературы, согласно которым героиня
воплощает в себе нечто большее, чем тот
конкретный образ, носительницей которого она в
данный момент выступает. Васса Железнова - не
только глава семьи, ее организующая сила и
домашний тиран: она всю жизнь работала "детей
ради", ради наследников, которым собиралась
передать свое дело.... однако Васса жила в эпоху,
сломавшую все традиции, все привычные отношения:
наследников не оказывается. Они - либо
физические, либо моральные уроды, потерявшие
желание и даже способность продолжать дело
отцов. Остался только малолетний внук, мать
которого - революционерка Рашель. И Васса
правдами и неправдами пыталась оставить за собой
внука. Она боролась за наследников, способных
продолжать и укреплять "дело" - дело
буржуазии. Васса Железнова жаловалась, что без
особого желания и даже против желания везет свой,
как она выражается, "воз" хозяйства, она
тащит этот воз автоматически, подчиняясь
инерции, воз ее подталкивает, а не она его. Но
причины этой апатии, этого тревожащего и
изнуряющего ее безразличия (она не может без
дела, а дело валится из ее рук) она не в силах себе
объяснить. Рашель пророчила Вассе неизбежную
гибель ее класса, объясняя ей то, чего она сама
себе объяснить не умела да и боялась этого
объяснения, боялась заглянуть исторической
правде в глаза. Однако слова Рашели настолько
задели ее, коснулись самого больного места, что
Васса ответила неожиданным взрывом искренности,
тоски и отчаяния: "Эх, Рашель, кабы я в это
поверила, я бы сказала тебе: на, бери все мое
богатство и всю хитрость мою - бери!" Она
сказала так не потому, что "не хочет" старого
(хотя это старое и дало себя знать на ее женской,
материнской судьбе), а потому, что "не может
по-старому". Но из того, что она не может
по-старому, еще не следует, что она добровольно
подчинится "закону" и уступит место новому
классу, она - хозяйка дела, капиталистка... вот
почему Васса отдала Рашель в руки жандармов.
Последняя попытка этой "железной женщины
удержать в руках власть" провалилась. |